01.07.2016 16:13
Кинократия

"Капитан Фантастик": конформистская драма о нонконформизме

Текст:  Алексей Литовченко Дмитрий Сосновский
Американское независимое кино - особенно если снято оно в формате роуд-муви - штука на удивление конформистская и консервативная, подчиняющаяся незыблемым канонам. Тем забавнее, что именно на этой территории играет показанный на ММКФ "Капитан Фантастик" - комедийно-трагический очерк из жизни лесного семейства, покинувшего погрязшую в пороках и суете цивилизацию.
Читать на сайте RG.RU
Кадры из фильма "Капитан Фантастик"

Глава прайда и шесть его отпрысков счастливо живут в глуши, лазая по скалам, охотясь на дичь, обучаясь всему необходимому и занимаясь физподготовкой, пока не узнают, что их больная мама покончила с собой в больнице. Вопреки запрету родителей усопшей отшельники всей оравой устремляются на похороны.

"Человек - швейцарский нож": любовь, дружба, метеоризм

"Кто-то едет через всю страну на чьи-то похороны" - излюбленный сюжет для инди-драм, над этим еще посмеялся Сет МакФарлейн в одном из эпизодов American Dad. Комичная встреча с полицейским, неизбежная остановка в придорожном отеле (вариант - в кемпинге), подстерегающая на пути внезапная любовь, лейтмотив дороги в кадре, познание себя - все классические компоненты в сборе.

Оригинальничает "Капитан фантастик" в плоскости избранной тематики. Патриарх в блестящем исполнении Вигго Мортенсена придерживается нестандартных с точки зрения современного общества взглядов на быт и воспитание. Он говорит детям только правду, пестует в них самостоятельность, любовь к труду, спорту и знаниям, без давления знакомит их с философскими и политическими доктринами (сам образ жизни и среда, конечно, склоняет их влево), моральные же принципы отпрысков формируются литературной классикой - начиная с античной и средневековой и заканчивая Набоковым.

Экстравагантное семейство отмечает вместо Рождества день рождения Ноама Хомского, проводит обряды инициации и устраивает по вечерам акустические джем-сейшены. На контрасте всего этого с пластмассовым миром и каменными джунглями строятся практически все присутствующие в фильме гэги.

"Аттестат зрелости": глубокая драма о жизни в стране, ставшей "лишней"

И, что характерно, они работают: когда маленькая девочка вешает на стену в своем домике на дереве портрет Пол Пота и докладывает о собственном понимании значения Билля о правах, или когда подросток-максималист, некогда считавший себя троцкистом, бесится, что папа назвал его сталинистом, в то время как он-то давно уже убежденный маоист - это действительно производит должный комичный эффект.

Не все, правда, члены семьи прописаны в сценарии достаточно ярко и объемно. Не считая главгероя и старших его сыновей, прочих отличить друг от друга очень проблематично. И это, к сожалению, меньшая из проблем, возникающих по ходу.

Бодрым тоном провозглашаемый антикапиталистический, антиконсьюмеристский посыл быстро тухнет, когда политика фамильной "партии" начинает колебаться под гнетом обстоятельств. Возникает впечатление, что симпатичный мирок, существующий вне агрессивного и умеющего коварно соблазнять внешнего человейника - и даже вопреки ему, своей внутренней гармонией стал в конце концов мешать общему замыслу картины. Автор ленты оказался в явной растерянности, не зная, что с этой (убедительно им же сконструированной, но маргинальной и явно ему чуждой) идиллией делать.

Это сразу отражается на самом "Капитане": оказавшись на перепутье между республиканским дискурсом зажиточного среднего класса и первоначальным реакционным, но благородным порывом, мужественный герой бледнеет, мнется, бреется и выбирает скучный усредненный компромисс. Моментально обесценивая ту волшебную утопию, которая завораживала своей осязаемостью в течение первого часа просмотра.

Добивает всю романтику (а вместе с ней - и обаяние фильма) пошловатый сюжетный твист, обескураживающе нелепо раскрывающий истинную мотивацию персонажа Мортенсена и сводящий все острые идеологические моменты к обыденной мелодраме.

"Вторая жизнь Уве": о новом потерянном поколении, отвергаемом нами

По всей видимости, своей второй полнометражной режиссерской работой актер второго эшелона Мэтт Росс хотел сказать слишком многое и в результате запутался в двух нехитрых, но конфликтующих между собой тезисах: капитализм - это плохо, а жить в лесу - опасно. Потому и вывод у него получился до обидного невнятный: лучше на ферме вести натуральное хозяйство или избрать другие формы бесконфликтного дауншифтерства. Ну прямо как у классика: один шаг вперед, два шага назад. Кризис в нашей партии, товарищи. 

Подписывайтесь на наш канал в Telegram telegram.me/cinemacracy

3.0

Рецензии