05.07.2016 21:51
Авто

Такси в России подешевело на 30 процентов

Цена поездок на такси в городах России снизилась на 30 процентов
Текст:  Ирина Жандарова
Российская газета - Федеральный выпуск: №146 (7014)
Российское такси в этом году подешевело на 20-30 процентов, подсчитал директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ "Высшая школа экономики" Михаил Блинкин.
Читать на сайте RG.RU

Этот тренд актуален не только для Москвы и Петербурга, но и для большинства городов, среди которых эксперты называют Сочи, Екатеринбург, Новосибирск, Пермь, Воронеж, Самару, Саратов, Нижний Новгород, Казань и Тюмень. В Красноярске процесс в самом разгаре. Местные эксперты посчитали, что с учетом трат на обслуживание и бензин стало выгоднее ездить на работу на такси, а не на собственном авто.

Для жителей Москвы средний чек за поездки на такси снизился до 500 рублей. При этом на некоторых, наиболее дорогостоящих, направлениях стоимость поездок упала более чем в два раза. Так, раньше частники готовы были увезти из аэропорта в любой конец города за 4 тысячи рублей. Сейчас средняя стоимость поездок составляет 900-1500 рублей. Но, похоже, резервы для снижения цен уже на исходе. Цена поездок на такси близка к себестоимости. "Жира" осталось даже меньше, чем нужно. Представители этого рынка экономят на всем", - поясняет Михаил Блинкин. То есть можно предположить, что рынок подходит к точке стабилизации.

В России появится услуга совместных поездок на такси

Эксперты связывают перемены в тарифах с возросшей конкуренцией среди "шашечек". Сделать такси дешевле отчасти смогли агрегаторы заказов машин. Их появление в крупных городах привело к слиянию двух сегментов рынка. Раньше существовало такси "с шашечками", которое можно было вызвать по телефону, и так называемые бомбилы, стоявшие в людных местах.

Теперь не важно, из какой категории такси, к заказчику едет тот, кто находится ближе. Бонусом для пассажиров стало сокращение времени подачи машины. Сегодня многим таксистам хватает 1-2 минут, чтобы добраться до пассажира.

Заказ ближайшей машины сократил издержки на подачу такси. Раньше таксомоторные компании устанавливали стоимость посадки - просто за то, что машина приехала. "Сейчас стоимость посадки можно вообще убрать из тарифа, она не имеет значения", - говорит Блинкин. Водитель может находиться в пределах пешей доступности от клиента, он не тратит деньги на то, чтобы добраться до заказчика.

Как из центра Москвы уехать в аэропорт за 200 рублей

Также происходит освобождение бывших монопольных рынков от таксистов, которые устанавливали на них заведомо завышенные цены. Речь идет о поездках из аэропортов и с вокзалов. "Мне предлагают ехать за высокую цену, я вызываю другое", - говорит Михаил Блинкин. Новые стандарты вытесняют с рынка тех, кто им не соответствует. Клиенты сегодня склонны также отменять заказ на машину, если подтверждение не пришло в течение 5-10 минут.

Как будет дальше развиваться рынок такси, покажет время. В Госдуме находится на рассмотрении законопроект, который должен установить четкие правила для работы агрегаторов. Это потребует от них дополнительных расходов. Но дело даже не в этом. За последние пять лет, если верить Росстату, таксомоторный вид транспорта потерял 3,3 миллиона клиентов. Сегодня в год в среднем такси вызывают около 30 миллионов человек (кстати, десять лет назад таких было всего 7 миллионов). Отчасти спад эксперты объясняют ростом личных авто, отчасти снижением доходов россиян. Он, конечно, небольшой. Но что будет дальше? В любом случае борьба за клиента продолжится. И здесь важен разумный контроль за "шашечками", чтобы в погоне за барышами не пострадали интересы клиента.

Легковые авто