Этот тренд актуален не только для Москвы и Петербурга, но и для большинства городов, среди которых эксперты называют Сочи, Екатеринбург, Новосибирск, Пермь, Воронеж, Самару, Саратов, Нижний Новгород, Казань и Тюмень. В Красноярске процесс в самом разгаре. Местные эксперты посчитали, что с учетом трат на обслуживание и бензин стало выгоднее ездить на работу на такси, а не на собственном авто.
Для жителей Москвы средний чек за поездки на такси снизился до 500 рублей. При этом на некоторых, наиболее дорогостоящих, направлениях стоимость поездок упала более чем в два раза. Так, раньше частники готовы были увезти из аэропорта в любой конец города за 4 тысячи рублей. Сейчас средняя стоимость поездок составляет 900-1500 рублей. Но, похоже, резервы для снижения цен уже на исходе. Цена поездок на такси близка к себестоимости. "Жира" осталось даже меньше, чем нужно. Представители этого рынка экономят на всем", - поясняет Михаил Блинкин. То есть можно предположить, что рынок подходит к точке стабилизации.
Эксперты связывают перемены в тарифах с возросшей конкуренцией среди "шашечек". Сделать такси дешевле отчасти смогли агрегаторы заказов машин. Их появление в крупных городах привело к слиянию двух сегментов рынка. Раньше существовало такси "с шашечками", которое можно было вызвать по телефону, и так называемые бомбилы, стоявшие в людных местах.
Теперь не важно, из какой категории такси, к заказчику едет тот, кто находится ближе. Бонусом для пассажиров стало сокращение времени подачи машины. Сегодня многим таксистам хватает 1-2 минут, чтобы добраться до пассажира.
Заказ ближайшей машины сократил издержки на подачу такси. Раньше таксомоторные компании устанавливали стоимость посадки - просто за то, что машина приехала. "Сейчас стоимость посадки можно вообще убрать из тарифа, она не имеет значения", - говорит Блинкин. Водитель может находиться в пределах пешей доступности от клиента, он не тратит деньги на то, чтобы добраться до заказчика.
Также происходит освобождение бывших монопольных рынков от таксистов, которые устанавливали на них заведомо завышенные цены. Речь идет о поездках из аэропортов и с вокзалов. "Мне предлагают ехать за высокую цену, я вызываю другое", - говорит Михаил Блинкин. Новые стандарты вытесняют с рынка тех, кто им не соответствует. Клиенты сегодня склонны также отменять заказ на машину, если подтверждение не пришло в течение 5-10 минут.
Как будет дальше развиваться рынок такси, покажет время. В Госдуме находится на рассмотрении законопроект, который должен установить четкие правила для работы агрегаторов. Это потребует от них дополнительных расходов. Но дело даже не в этом. За последние пять лет, если верить Росстату, таксомоторный вид транспорта потерял 3,3 миллиона клиентов. Сегодня в год в среднем такси вызывают около 30 миллионов человек (кстати, десять лет назад таких было всего 7 миллионов). Отчасти спад эксперты объясняют ростом личных авто, отчасти снижением доходов россиян. Он, конечно, небольшой. Но что будет дальше? В любом случае борьба за клиента продолжится. И здесь важен разумный контроль за "шашечками", чтобы в погоне за барышами не пострадали интересы клиента.