Во многом это произошло из-за отсутствия реальной альтернативы отказа от "недемократичного диктата" Брюсселя - так объяснял свои противоречивые действия греческий премьер-министр Алексис Ципрас, который сначала объявил референдум на 5 июля 2015 года, а затем полностью проигнорировал его недвусмысленные результаты. Брать на себя ответственность за неизбежный в случае отказа от выполнения указаний еврогруппы "Грексит" - дефолт и выход Греции из еврозоны - Ципрас явно не захотел, объяснив это неготовностью Эллады к сценарию, который "стал бы катастрофой для экономики страны".
И вот спустя год выяснились детальные подробности все-таки существовавшего в Афинах "плана Б" на случай разрыва Эллады с европейским валютным союзом. Они были на днях опубликованы в переведенной на греческий язык книге "Добро пожаловать к отравленной чаше: Разрушение Греции и будущее Европы". Ее автор - известный американский экономист Джеймс Гэлбрейт, как оказалось, в тот период был назначен экс-министром финансов Греции Янисом Варуфакисом на роль координатора разработки плана по выходу Греции из еврозоны.
Как стало известно, подготовка к такому сценарию шла в строгом секрете под руководством самого Варуфакиса, который принимал все меры предосторожности, чтобы скрыть эти намерения от европейских коллег. При этом доходило до курьезов: опасавшийся прослушки со стороны западных спецслужб Варуфакис во время тайных совещаний с участниками подготовки "Грексита" прятал свой сотовый телефон в холодильнике.
Гэлбрейт впервые официально подтверждает, что существовавший на бумаге "план Б" предусматривал объявление в Греции чрезвычайного положения, немедленную национализацию Банка Греции и коммерческих банков с введением банковских каникул. Кроме того, планировался перевод вкладов местного населения в банках в новые греческие драхмы по курсу 1:1 и принятие экстренных мер по сохранению общественного порядка. Предполагалось использовать долговые ваучеры в качестве платежного средства, а также подключить министерство обороны и внутренних дел Греции, которые должны были обеспечить бесперебойные поставки бензина в стране, работу школ и госпиталей, а также мобилизацию сотрудников госучреждений и полицейских.
"Мы готовились к наихудшему сценарию, в ходе которого выход нужно было произвести быстро и без существенной внешней поддержки", - пишет американский экономист. И уточняет, что введение ЧП в стране дало бы Ципрасу возможность обойтись без поддержки греческого парламента.
Сам харизматичный Варуфакис, открыто поругавшийся с евробюрократами и быстро отправленный в отставку, называл введение параллельной банковской системы "планом Х", уточняет греческая газета "Катимерини".
И хотя подготовительная работа по переходу на драхму шла полным ходом, Ципрас в итоге не захотел даже знакомиться с ее результатами, предпочтя пойти на уступки "тройке" международных кредиторов - ЕС, МВФ и ЕЦБ.
Возможно, этому решению способствовали признания самих "заговорщиков" Варуфакиса, готовивших "план Х". Ведь, согласно книге Гэлбрейта, "решение о выходе из валютного союза стало бы прыжком в неизвестность", но в то же время помогло бы избавить от догм Евросоюза о том, что без евро Греция не сможет восстановить свою экономику и встать на путь процветания.
Приведенные в книге свидетельства непосредственного участника прошлогодних драматических событий вокруг "Грексита" вдвойне примечательны после состоявшегося в Великобритании референдума о выходе из ЕС. И хотя сейчас греческий долговой кризис отошел на второй план, примерно к 2018 году, когда Афинам понадобится очередной, четвертый пакет финансовой помощи, он непременно напомнит о себе. А вот сможет ли европейский проект, подорванный выходом Великобритании из ЕС, решительно поддержать Грецию или предпочтет пожертвовать Элладой ради сохранения единства среди других стран-членов Евросоюза, остается большой загадкой. И в этой связи не исключено, что к "планам Х" времен Варуфакиса грекам рано или поздно все-таки придется вернуться.