С полудня до часа дня троллейбусы "гуськом" идут по Киевской улице в депо: примерно до 16 часов некоторые из них работать не будут. На несколько часов город остается во власти маршруток.
- Моя жена с детской коляской в обед ждала транспорт, но троллейбусов не было, - говорит симферополец Леонид Тамарин. - В итоге села в маршрутку, полностью перегородив ее салон. По Симферополю без троллейбусов ездить с коляской не на чем - а днем их попросту нет.
Леонид затеял переписку с Минтрансом РК, где ему посетовали на вынужденные простои машин и отсутствие выручки во время блэкаута, а как следствие - дефицит запчастей. Впрочем, конкурсы на закупку расходных материалов на сумму 17,5 миллиона рублей уже проведены, а запчасти на 1,6 миллиона поступили на предприятие.
Тем не менее на общем собрании коллектив выразил недоверие директору "Крымтроллейбуса" Александру Швейкусу: из 500 сотрудников 275 высказались за смену руководства. Большинство крайне недовольны запретом директора на пересменку водителей на конечных остановках - из-за этого троллейбусы простаивают и теряют выручку.
- Когда водители менялись на конечных остановках, троллейбус целый день находился на линии, - рассказывает "РГ" водитель, не пожелавший назвать свое имя. - Теперь мы с 12 до 16 часов в парке, потому что гендиректор считает невыгодной работу троллейбусов в дневное время. До блэкаута все было замечательно, водителям платили больше 30 тысяч. Теперь премии нет, доплаты за класс вождения и за вечерние рейсы убрали. В итоге зарплата упала до 19-20 тысяч. Подняли план продажи с 50 до 70 билетов за круг, а кому их продавать, если половина пассажиров - льготники?
Иногда водителям приходится за свои деньги покупать масло и запчасти, но самое неприятное - находиться в резерве, получая две трети ставки.
- То кондуктором ставят, то в резерв - за месяц я получил всего 11 тысяч, - говорит еще один водитель. - Это делается намеренно, чтобы люди увольнялись. Привезут новые троллейбусы по программе лизинга - а работать на них будет некому. Говорят, что осенью будет сокращение сотрудников-пенсионеров, но при этом раздувается штат управления.
Сократилось количество троллейбусов и на междугородней трассе. В прошлые сезоны работали четыре-пять десятков машин, а сейчас всего 18. Интервалы - около получаса вместо 10 минут. В итоге пассажиры предпочитают автобусы, отправляющиеся намного чаще.
- Сотрудников центральных технических ремонтных мастерских (ЦТРМ) сократили, хотя в апреле было предписание от Минтранса о восстановлении работы в полном объеме, - продолжает один из водителей предприятия. - Учебный комбинат закрыт из-за недостатка финансирования. Была попытка незаконно уволить сотрудников ЦТРМ без согласия профкома. То же самое с диспетчерами - их сделали операторами, и зарплата упала с 15 до 10 тысяч. Хотя при работе в первую смену людям надо вставать в три часа ночи, а после второй они возвращаются домой к полуночи. Люди увольняются.
В свою очередь гендиректор "Крымтроллейбуса" называет все разговоры о сокращении заработной платы выдумками. А пересменку водителей троллейбусов в парке, а не на конечных станциях, объясняет стремлением лучше контролировать выручку, которую собирают водители.
- Зарплата ни у кого не уменьшилась, все получают ее регулярно, - заявляет Александр Швейкус. - За 2,5 месяца приобретены запчасти. Есть федеральное законодательство, обязывающее проводить конкурсные процедуры. Но сейчас конкурсы проведены, запчасти ожидаются, часть из них уже поставлена. Некоторым сотрудникам я мешаю тем, что не даю воровать и заставляю работать. В блэкаут люди не работали и получали зарплату, но они почему-то об этом не вспоминают.
Тем временем
В Севастополе ожидают поступления большого количества новых троллейбусов в этом году, а пока ремонтируют старые машины. Режим ЧС троллейбусники пережили "на ногах": значительная часть сотрудников была переброшена на обслуживание дизельных генераторов на объектах жизнеобеспечения города. С решением проблемы энергоснабжения специалисты вернулись к основной работе. Как рассказал "РГ" заместитель директора государственного унитарного предприятия "Севэлектроавтотранс" им. А.С. Круподерова Сергей Херсонский, из 120 троллейбусов 90 сейчас выходят на маршруты. На предприятии обещают в ближайшее время довести этот показатель до 100 (к примеру, ровно год назад на линии выходило 99 машин). Пока машин хватает лишь на существующие маршруты, новых транспортных артерий не открывают, хотя есть и такие планы. Новшество последнего времени - 22-й маршрут, соединивший отдаленный микрорайон (ул. Жидилова) с центральной частью города. Половину пути троллейбус идет на автономном ходу.