"Театральность" байопика уже неоднократно отмечена и зарубежными, и отечественными критиками. Мрачный фон депрессивного Нью-Йорка с голодными очередями и чадящими промышленными трубами ненавязчиво сопровождает повествование. И неброское припорошенное пылью обаяние эпохи, которым пропитана картина, делает просмотр особенно приятным.
История рассказана предельно просто: шумный и неуравновешенный писатель (Лоу), обретший покровителя в лице мудрого, хотя и не лишенного причуд (например, шляпу он не снимает даже за столом) редактора (Ферт), не выдерживает испытания медными трубами, чем доводит до белого каления не только свою склонную к истерикам подругу-манипуляторшу (Кидман), но и сдержанного Перкинса. И в конце - ожидаемо запоздалое раскаяние и благодарность как постскриптум к неизбежно трагической развязке.
Представление, которое дает актерская троица, конечно, не может не впечатлять. Даже там, где британцы, поставленные перед необходимостью играть живших в прошлом столетии американцев, заметно переигрывают, это выглядит удивительно симпатично и уместно для избранной режиссером стилистики.
В целом совершенно не располагающий к смеху байопик содержит массу по-настоящему забавных моментов - чего стоят искрометно отображенные мучения редактора в процессе работы с не в меру плодовитым автором. Подобные сцены вообще наводят на мысль о том, что название фильма относится отнюдь не к литератору. К таким выводам подталкивает и сопоставление серьезного, хотя и банального внутреннего конфликта Перкинса с надрывной и суетливой жизненной мелодрамой Вулфа, закономерно завершающейся довольно нелепой смертью. Если, конечно, не ориентироваться на пошлую формулу о психованности как о признаке пресловутой гениальности.
Занятных эпизодов в картине достаточно. Среди них - остроумные зарисовки работавших с выдающимся редактором Хэмингуэя и Фицджеральда. И хотя они больше напоминают шаржи, а образы Перкинса и Вулфа далеки от того, чтобы претендовать на сколь-нибудь точные портреты - Грандадж в своем дебютном фильме намеренно все упрощает и многое игнорирует, делая акценты подчеркнуто утрированными, - "Гений" создан безусловными мастерами. И результат их труда, несомненно, получился достойным.
4.0