07.07.2016 16:28
Культура

Почему Алексей Варламов считает Булгакова и Алексея Толстого антиподами

Текст:  Елизавета Вознесенская
Морфинист с огромной волей к жизни, мистик и индивидуалист Михаил Булгаков и услужливый авантюрист Алексей Толстой вошли в историю отечественной литературы как две противоположности. Так ли это на самом деле? Что в действительности связывало двух гениев? На эти и многие другие вопросы ответил Алексей Варламов в лекции "Авторские стратегии. Михаил Булгаков и Алексей Н. Толстой" в рамках мини-фестиваля-лаборатории "Опыты под конец сезона" в МХТ им. А.П.Чехова.
Читать на сайте RG.RU

До этого посетителям фестиваля уже были показаны эскизы будущих театральных постановок, например, по роману Гузели Яхиной "Зулейха открывает глаза". Однако, не менее важной оказалась и образовательная часть лаборатории, посвященная литературе. "Контакт между современной литературой и современным театром не слишком развит сегодня, поэтому нужно зазывать современных писателей на территорию театра", - объясняет театральный критик Павел Руднев.

Анна Матвеева: Мужчин, если и спасать, то не от женской агрессии

Одним из таких гостей и стал Алексей Варламов, ректор Литературного института имени А. М. Горького, писатель, филолог и исследователь истории русской литературы XX века, финалист премии "Большая книга" (роман Мысленный волк"),  автор биографий из серии ЖЗЛ о Толстом, Булгакове, Платонове, Шукшине и др.

Героев для своей лекции Алексей Николаевич выбрал не случайно: "С моей точки зрения, Михаил Булгаков и Алексей Толстой - две крайности в отношении писателя и его таланта". По мнению Варламова, Булгаков - творец с тонкой кожей, моллюск, создающий жемчужину. Толстой, напротив, - толстокожий, упругий человек. Писатели не были похожи друг на друга не только в мироощущении, но и в отношении к Советской России. "Алексей Толстой - русский патриот, Россия для него бессмертна, а Михаил Булгаков не мыслил такими категориями, как Россия, большевики, государство, его интересовала его личная жизнь, он был индивидуалист по натуре", - заметил Алексей Варламов. По-разному они относились и к революции: в то время как Толстой находил в ней "горькое лекарство для приведения России в чувства", Булгаков к таким потрясениям испытывал чрезвычайную неприязнь, не разделял революционных настроений, он страстно желал славы и был убежден в своем писательском таланте. "Толстой - пример писателя, который управляет своим талантом, он удостоился славы ещё при жизни. Булгаков - писатель, управляемый своим талантом, он хотел печататься здесь и сейчас", - пояснил лектор. Талант Булгакова, по мнению Варламова, разглядел именно Толстой, занимавший пост редактора литературного приложения эмигрантской газеты "Накануне", ненавистной Михаилу Афанасьевичу.

Павел Басинский: Какие книги москвичи читают летом 2016

К слову, русской эмиграции была посвящена отдельная часть лекции. "Эмигранты жили очень бедно. Несмотря на то, что эмиграция овеяна романтическим флером, все они были изгнанниками и жили очень тяжело", - заверил Варламов. Для главных героев лекции эмиграция также была болезненной темой, как и для многих в те годы. Булгаков мечтал уехать за границу, Толстой там провел немалую часть своей жизни…

Особое место в лекции Варламова занимали исторические события, перекликающиеся с биографиями авторов: революции, Кронштадтское восстание. Писатель также рассказал слушателям о споре Толстого и Бунина, о Сталине, о том, чем Булгаков похож на Цветаеву, и как Толстой помог Ахматовой в деле Гумилева.

Так в течение нескольких часов на сцене МХТ перед слушателями рождалась история двух великих писателей, чьи жизни и творчество соприкасались в своем противоречии. "Как интересно!" - доносилось с последних рядов.

Литература