10.07.2016 23:40
Культура

Андрей Максимов: Театр - не всегда трибуна

Текст:  Андрей Максимов (писатель, телеведущий)
Российская газета - Федеральный выпуск: №150 (7018)
Художественный руководитель театра "Сатирикон" Константин Райкин поставил спектакль, на который невозможно написать привычную театральную рецензию. Потому что в привычной театральной рецензии обязательно надо написать про то, что вот, мол, в спектакле поднимается такая-то и такая-то тема и ненавязчиво создатели говорят про важные вещи, которые...
Читать на сайте RG.RU

А тут нет ничего такого.

Гений и классик Жан- Батист Мольер написал пьесу "Лекарь поневоле". Ни разу, как мне кажется, не претендующую на философскую глубину.

История там такая... Ну, странная... Кто вдруг не в курсе... Некий человек по имени Сганарель, рассвирепев, побил жену. А жена в отместку наврала случайному прохожему, что ее муж - лекарь, а он не лекарь ни разу, но прохожий поверил и привел Сганареля, который ничему не сопротивляется почему-то, к своему больному хозяину...

Бред? Абсолютный.

Райкин поставил плохой спектакль?

Райкин поставил замечательный спектакль.

В Ростовском театре состоялась премьера спектакля "Цыган"

Райкин поставил замечательный спектакль про то, что, если ты побьешь жену, тебе воздастся?

Нет, конечно. Райкин поставил чудесный спектакль, в котором нет морали, но есть вывод. Знаете, какой?

Театр - это такое искусство, в котором одни люди играют других людей. И это искусство удивительно, уникально и прекрасно!

Райкин пошел сразу на несколько экспериментов. Он создал спектакль с тремя своими студентами. Понимаете, да? Три студента на сцене. Лето. Не центр Москвы. Огромный зал. Аншлаг.

Подозреваю, что эти юные актеры никогда не видели свои фамилии в центральной прессе, поэтому назову все составы. Итак. Илья Рогов, Константин Новичков, Розалия Каюмова, Ульяна Лисицина, Елена Голякова, Даниил Пугаев, Ярослав Медведев.

Но главный эксперимент, разумеется, не в этом. Три актера играют множество ролей. То есть на наших глазах становятся другими людьми: уходит актер или актриса за кулисы одним человеком, а выходит другим.

И в этом суть спектакля. В этом, если угодно, гимн театру. Тут ведь что важно? Не в том дело, что актер (или актриса) надевает другой костюм или парик, а в том, что он ( или она) действительно становится другим. В этом самом театральном чуде дело. В этой великой иллюзии, которой театр на самом деле и славен.

Если бы футболисты нашей сборной играли в таком темпе, в каком работают актеры этого спектакля, то мы бы, пожалуй, стали чемпионами не только Европы, но и мира. Сумасшедший темп! И при этом все четко, все понятно, все красиво.

В Большом театре поставили балет "Ундина"

Сегодня на театре мы переживаем такой период, когда властвует театр doc. Название конкретного коллектива стало направлением театра. Уже даже классику ставят в этой, с позволения сказать, эстетике. В театре doc что важно? Чтоб актуально было. Такой театр утверждает, что современно - значит, остро. А остро - значит, смело. Потому что театр - это трибуна, а с трибуны надо рубить именно то, что рубящие считают правдой-маткой.

Этот спектакль, если угодно, реплика Константина Райкина в споре о современном театре. Самой постановкой Райкин утверждает, что современно - это когда в театре есть то, чего не хватает в жизни, но по чему тоскует душа. Яркость. Чудо превращения. Очень много смеха. И очень много таланта. Современность - это не острота с легким прищуром, а подлинная театральность. Не то, чего много. А то, чего нет.

Я против театра doc? Никогда! В театре вообще нельзя быть против - можно только за. Любая цензура для театра губительна. Театр - это то, что здесь и сейчас, спектакль "ставить в стол нельзя". Если есть зрители, которым нравится та или иная эстетика, то пусть и будет.

Если бы футболисты нашей сборной играли в таком темпе, в каком работают актеры этого спектакля, то мы бы, пожалуй, стали чемпионами не только Европы, но и мира

Но после "Лекаря поневоле" я понял, что ужасно соскучился по такой открытой и яркой театральности, по такой легкости существования актеров.

Русский актер - человек серьезный. Он обучен по Станиславскому. Он знает главный закон: играешь злого - ищи, где он добрый; играешь доброго - ищи, где он злой. Вот и ищут по всем театральным просторам нашей необъятной. Актеры разучились играть текст - все специалисты по подтексту. Любимая русская фраза "все не так просто" - стала девизом существования современного актера. Поэтому лирические комедии, которые требуют, чтобы зритель всплакнул, у нас получаются здорово. Легкие, изящные, игривые истории - не выходят. Утяжеляются.

У Райкина получилось. Театр - не всегда трибуна. Не забыть бы, что он еще - а, может быть, и в первую очередь - игра. Театр может открыть нам удивительно красочный мир (замечательная работа художников Бориса Валуева и Марии Даниловой) с красивой музыкой (музыка Джузеппе Меркаданте в авторской редакции и аранжировке Владимира Голоухова постоянно звучит в голове после спектакля), и с чудом перевоплощения людей. Чудом, понимаете? Театр - это чудо. Ну, во всяком случае, есть такой театр, который чудо. И о нем не надо бы забывать.

В Омске на театральном фестивале сыграли чеховскую "Чайку" на японском

Вы знаете, кто такой Константин Райкин? Это человек, который поменял свою популярность на любовь к театру. Возглавив "Сатирикон", он почти перестал сниматься, потому что сцена требует человека целиком. Он построил (и в прямом и в переносном смысле) свою школу, потому что театр требует притока новых сил. Он человек, для которого театр и жизнь - это синонимы.

И для меня абсолютно закономерно, что один из самых в подлинном смысле театральных спектаклей в Москве поставил именно он. И закономерно - что со студентами. И закономерно - что аншлаг.

Docа и в телевизоре полно. Красоты не хватает. Смеха и яркости. За ними - в театр. Конкретно - в "Сатирикон".

Драматический театр