- Всего разработано восемь моделей 3D-принтеров, это первая, которая совсем скоро воплотится в реальность. На изготовление узлов ушло девять месяцев. Семьдесят процентов деталей - отечественные, - комментирует Алексей Фефелов, директор "Регионального инжинирингового центра лазерных и аддитивных технологий" (РИЦ).
Костяк изобретателей составили конструкторы РИЦ и программисты УрФУ. Сейчас ведутся переговоры со стратегическим партнером из бизнеса: если он вложится в проект, на Урале смогут изготавливать до 30-50 машин в год.
Собственно, созданием промышленного 3D-принтера здесь озаботились еще в 2013 году, когда в Екатеринбурге отрылся РИЦ. О санкциях речь тогда не шла, но идеи импортозамещения витали в воздухе. Зарубежные 3D-установки и порошки к ним обходились недешево, а после падения курса рубля проблема встала особенно остро.
- Самое сложное в таких проектах - не "железо", а начинка: программное обеспечение, оптическая система, механика, - признается Алексей Фефелов.- Если по части лазерной сварки и резки в России накоплен богатый опыт, то в аддитивной сфере похвастаться пока особо нечем. А мировая конкуренция сегодня настолько велика, что вряд ли кто-то согласится раскрывать ноу-хау. Над созданием подобных аппаратов работают в Санкт-Петербурге, Москве, Томске, структурах "Росатома". Но никто из конструкторов пока не решился вывести свое детище на публику.