Снабженные цистернами от 11 тысяч до 20 тысяч литров, они готовы к работе в нестационарных условиях и применяются для заправки дорожной, строительной, военной и сельхозтехники. Топливозаправщики оборудованы насосами и укомплектованы раздаточным рукавом, пистолетом, счетчиком. Цистерны снабжены дополнительными внутренними ребрами жесткости, повышающими надежность всей конструкции, и могут иметь до четырех отсеков для хранения различных марок топлива. Сегодня они работают по стандарту "Евро-4", но готовятся к переходу на "Евро-5".
"Завод ГРАЗ", отметивший 70-летие, недавно завершил масштабную модернизацию. Здесь появилась новая линия обработки листовых металлов, линия по сварке карт и обечаек, современные станки, позволяющие изготавливать на месте необходимые комплектующие. В результате в 2013 году обновился модельный ряд выпускаемой продукции, сейчас он насчитывает более 250 единиц. Цистерны предлагаются на шасси различных марок. Но белорусские грузовики пользуются стабильным спросом. Если цены на иномарки за последние два года выросли почти в полтора раза, то в отечественной комплектации "белорусы" даже немного подешевели. Как говорят потребители, они более выносливы на российских дорогах, неприхотливы и доказали хорошую маневренность. На двухполосной дороге "МАЗ" может развернуться с одного захода.
В 2014 году была создана модель авиационного топливозаправщика на шасси "МАЗ". Она прошла испытания и получила допуск на доставку топлива из ТЭК вне аэропорта. По запросу ФСБ России были разработаны и произведены трехсекционные топливные заправщики на полноприводном шасси "МАЗ". Они способны за один рейс заправить три вертолета. Для Минобороны России подобные автозаправщики выпустили для заправки катеров. В ближайшей разработке находятся спецнадстройки для транспортировки пищевых жидкостей и химических реагентов и расширение модельного ряда автозаправщиков по востребованным кубатурам и шасси.
Спецмашины из Пензы востребованы не только в России, но и в Беларуси. В прошлом году "Завод ГРАЗ" поставил продукцию белорусским предприятиям нефтяной, газовой, химической промышленности (ОДО "Белтехавтопром" и ОДО "Профмаштехника").
По данным Росстата, в 2015 году товарооборот Пензенской области с Беларусью составил 49,3 миллиона долларов. По сравнению с предыдущим годом он сократился на 18 процентов. Однако это произошло во многом из-за уменьшения доли импорта белорусских товаров. Экспорт увеличился на 0,5 процента и составил 24,3 миллиона долларов.
Как уточнили в управлении промышленности Пензенской области, экспорт в Беларусь составляет продукция машиностроения - 29% (котлы, оборудование и механические устройства), металлы и изделия из них - 27,5%, продовольственные товары и сырье - 24,6%, древесина и целлюлозно-бумажные изделия - 8,2%, прочие товары - 9%. Из Беларуси в Пензу везут в основном продовольствие и одежду. Регулярно проводятся ярмарки товаров белорусских производителей. Более 40 торговых павильонов работают на центральной площади и в Могилевском дворике, который открылся после подписания соглашения о побратимстве городов Пенза и Могилев. Во время своего последнего визита продавцы из Беларуси пожертвовали 100 тысяч рублей на строительство Спасского кафедрального собора в Пензе.
Интеграция с Беларусью закреплена и на официальном уровне. В рамках второго форума регионов России и Беларуси, проходившем в Сочи, пензенский губернатор Иван Белозерцев подписал соглашение о сотрудничестве с представителями Могилевской и Гомельской областей. Оно предполагает тесное взаимодействие в торгово-экономической, научно-технической и культурной сферах.
- Даже в нынешнее непростое время мы совместно реализуем "дорожные карты" по ряду направлений, развиваем наши экономические связи, выполняем договоренности. Уверен, что Пензенская область и Беларусь не потеряют темп взаимодействия и наши отношения будут только укрепляться, - заверил посол Беларуси в России Игорь Петришенко на встрече с пензенским губернатором, которая состоялась в начале года.
Правительство Пензенской области готово оказать совместным предприятиям максимальную поддержку, предусмотренную действующим законодательством, они пользуются системой налоговых льгот в части, зачисляемой в региональный бюджет.