Точный размер субсидии не оговаривается. Известно только, что отбирать кандидатов на господдержку будет минпромторг. Претендент должен быть зарегистрирован как юрлицо не менее трех лет назад, иметь в штате минимум трех патентных поверенных, а в портфолио - полсотни международных заявок за последние три года и 100 заявок в год в Федеральную службу по интеллектуальной собственности.
Что компенсируется? Пошлины за выдачу патента, а также за поддержание его в силе в течение первых трех лет. "Эти меры расширят возможности экспорта высокотехнологичных товаров и увеличат количество охраняемых в других странах отечественных технических решений", - сообщается на сайте правительства.
Получатель субсидии обязан отчитаться о ходе международного патентования на своем сайте, причем, если доля отклоненных заявок на 1 февраля следующего года превысит 10 процентов, средства придется вернуть в бюджет.
По мнению Дмитрия Шульгина, директора центра интеллектуальной собственности Уральского федерального университета, предложенная мера своевременна и полезна. Однако какой эффект она даст, пока сказать сложно: субсидируются только пошлины, а это, как известно, лишь незначительная часть затрат на зарубежное патентование. К примеру, пошлина за российский патент сегодня составляет 6-8 тысяч рублей, тогда как подготовка заявки в Екатеринбурге обойдется примерно в 60 тысяч рублей. Итого общие расходы инноватора - тысяча долларов. Зарубежный патент стоит в 15-20 раз дороже. Допустим, в США только за услугу подачи заявки придется заплатить 5000 долларов, а за весь цикл патентования, включая экспертизу, - от 15 до 20 тысяч. Еще примерно тысячу долларов составит госпошлина.
- В постановлении предъявляются очень высокие требования к штатным патентным поверенным и объему заказов. У нас в Екатеринбурге таких нет, за исключением филиалов московских организаций. Столь же высоки требования к инноваторам: техническое решение, указанное в патентной заявке на изобретение или полезную модель, должно являться результатом исследований, связанных с реализацией госпрограммы "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности в РФ", - отмечает Дмитрий Шульгин.
Алексей Фефелов, директор центра лазерных и аддитивных технологий:
- Безусловно, актуальная мера. Во всем мире интеллектуальная собственность - это актив инновационной компании. Несмотря на то что наших ученых постоянно критикуют, разработок в России хватает, и господдержка поможет "застолбить" наши технические и технологические решения на международном уровне.
Ольга Ошуркова, руководитель компании-производителя инновационных товаров:
- Это необходимый шаг для защиты российских проектов от недобросовестных конкурентов. Инноваторы очень ждали его. Сейчас из-за нехватки ресурсов авторы зачастую не получают гонорары. Потому что после публикации патенты открыты всем, чем и пользуются западные производители, которые начинают выпускать продукты, основанные на российских изобретениях. Знаю, что аналогичные меры по сертификации сейчас прорабатывает Росэкспорт. Такие тенденции очень радуют.
Важно, чтобы организации, через которые будут проходить субсидии, не заламывали цену на свои услуги. Иначе это сведет на нет всю экономию изобретателя. Кроме того, чтобы механизм субсидирования реально заработал и не превратился в очередную коррупционную "кормушку" для посредников, патентными поверенными должны работать люди, которые реально заинтересованы в поддержке малого бизнеса, инноваций. Возможно, сами имеющие опыт инновационной деятельности, а не девочки и мальчики, которых пристроили родители на "теплое место".