По официальной информации Минсельхоза РК, в Крыму нет ни одного производителя кваса, выпускающего традиционный русский напиток в промышленных масштабах. Зато есть масса мелких, даже не попадающих в поле зрения ведомства.
- Производителей становится все больше, и из-за растущей конкуренции у нас падают объемы продаж, - говорит Мария, торгующая крымским квасом на Центральном рынке в Симферополе. - В жаркий день удается продать от силы две термокеги по 20 литров каждая. В прохладный - только одну.
Ассортимент кваса самый разнообразный: "Крымский", "Хлебный", "Вятский", "Орловский", "Староминский". И хотя все торговые точки реализуют напиток из одинаковых термокег, производитель у каждого свой. В прошлом году в Крыму начали работать торговые точки "Вятского кваса", изготавливаемого на пивоваренном заводе "Вятич" в Кирове. Появился и "Староминский квас" из Краснодарского края.
- У нас севастопольский квас, - рассказывает еще один реализатор, правда, назвать предприятие затрудняется.
После воссоединения Крыма с Россией производство классического русского напитка на полуострове получило второе рождение благодаря бизнесменам с материка.
- Еще в 2014 году я разобрал свой цех в Орловской области и перевез оборудование в Крым вместе с командой работников, - рассказал предприниматель Владимир Терехов. - Смонтировали его в селе Долинном Бахчисарайского района, вложив в проект более пяти миллионов рублей. Теперь делаем в Крыму классический орловский квас из солода, закваски, изюма и воды, которые квасятся пять суток. Сырье, правда, приходится завозить за 2000 километров, из Орловской области, потому что в Крыму его нет.
Еще одно новое производство кваса в прошлом году заработало в Белогорском районе.
- Мы приобрели помещение, закупили оборудование, вложив в создание предприятия полмиллиона долларов, - рассказывает Андрей Ильченко, собственник фирмы "Аксай". - У нас есть большой опыт работы в других регионах РФ, налажены деловые контакты с производителями качественного сырья, и доставить его на полуостров несложно.
Для Крыма куда более актуальной проблемой стал дефицит квалифицированных специалистов. Найти обученный персонал практически невозможно, поэтому приходится детально знакомить с производством каждого приходящего на завод. Но из-за текучки процесс обучения оказывается непрерывным.
- Сейчас используем в качестве тары теги, а в перспективе планируем открыть и цех розлива в бутылки, оборудование для которого уже приобрели и начали монтировать, - продолжает он.
Но главная проблема новых производителей - реализация. Несмотря на стабильный спрос на классический русский напиток, покупателям найти его непросто.
- Объемы производства у нас небольшие - 100 литров в сутки, хотя можем изготавливать ежесуточно шесть тонн кваса, - говорит Владимир Терехов. - Причина в том, что срок хранения натурального нефильтрованного напитка всего несколько суток, и пока есть проблемы с реализацией, увеличивать объемы не имеет смысла.
Производство предприятия "Аксай" тоже загружено лишь на полпроцента от его мощности. Причина та же - проблема с реализацией и невозможность официально получить места под торговые точки. Муниципалитеты, в ведении которых находится решение этой проблемы, предпочитают ее не замечать. Если на материковой части России местные власти определяют места для торговли еще ранней весной, а затем проводят конкурсы среди претендентов, то в Крыму муниципалитеты почему-то не успевают подготовить конкурсную документацию. Производителям, работавшим на полуострове до воссоединения с Россией, временно продлили старые разрешения на торговлю. А новичкам посоветовали подождать.
- В 2016 году ситуация не изменилась: сбыт очень маленький, помощи от власти никакой, - продолжает Владимир Терехов. - Хотя нам и помощь-то особая не нужна - только официально предоставить места для торговых точек. Хотели разместить их в Симферополе, Севастополе, Бахчисарае. Но добиться от местных администраций так ничего и не смогли. Если в прошлом году не были утверждены схемы размещения нестационарных торговых объектов, то теперь у части населенных пунктов они есть, но вписаться в них нереально: торговые места распределяются непрозрачно, и производитель узнает о конкурсе, когда он уже прошел. Не успели подать заявки на участие в конкурсе в Евпатории и Алуште.
- Хотели открыть точки на Южном берегу Крыма, но нам сказали, что в регионе уже есть свои производители и никого другого не пустят, - говорит Андрей Ильченко. - В Симферополе конкурс на размещение нестационарных торговых объектов прошел в первых числах июня, хотя нужно было его провести на два месяца раньше. 8-9 июня нам должны были сообщить результаты, но до сих пор не сделали этого, хотя уже середина июля. В Алуште муниципалитет выделил на всех производителей кваса всего четыре места. Это в курортном городе! Я записывался на прием к главе муниципалитета, ходил в управление торговли Алушты, но никто мне так и не позвонил. Что говорить о курортных регионах, если уже второй год мы не можем выбить для себя два торговых места в Белогорске - регионе, где работает наше производство, перечисляя налоги в местный бюджет. Даже к главе муниципального образования на прием ходил - не помогло. Удалось получить только одно место, хотя других производителей кваса в Белогорске нет.
Чтобы продать свой востребованный продукт, производители вынуждены размещать торговые точки нелегально, то есть платить взятки и штрафы - вместо того, чтобы наполнять местные бюджеты.
- Разочарование от Крыма огромное, - говорит Андрей Ильченко. - Мы вложили большие деньги в создание производства, на котором могли бы получить рабочие места 200 человек. Плюс еще тысяча занималась бы доставкой сырья и готовой продукции и торговлей. Но нас никто из муниципальных чиновников не слышит. Знаете, есть большое желание пойти на прием к главе РК Сергею Аксенову, потому что на муниципальном уровне просто непробиваемая стена!
Парадокс: республиканские власти зазывают в Крым инвесторов, а на муниципальном уровне они никому не нужны. При этом 90 процентов бочек с квасом в самых людных местах населенных пунктов - это нелегальная торговля. Производителей среди них нет - одни перекупщики с неизвестным напитком.