Апелляционный суд Ивано-Франковской области полностью оправдал журналиста Руслана Коцабу, приговоренного ранее к 3,5 годам тюрьмы по обвинениям в государственной измене и призывам к срыву мобилизации. Он освобожден из-под стражи в зале суда.
О таком решении суда первой в своем Facebook сообщила адвокат Коцабы и правозащитник Татьяна Монтян. "Полностью оправдан! Ура!" - написала Монтян.
Это первый случай в практике современного украинского суда, когда человек, выступавший против братоубийственной войны, был оправдан. Примечательно также, что в рамках ответного обжалования приговора прокуроры просили увеличить наказание Коцабе до 13 лет заключения.
Журналист из Ивано-Франковска был арестован 8 февраля 2015 года по подозрению в государственной измене и шпионаже за организацию акции "Я отказываюсь от мобилизации". За месяц до этого отец двух малолетних дочерей Коцаба опубликовал в своем блоге обращение к Петру Порошенко, в котором призвал "всех адекватных людей отказаться от мобилизации". Кроме того, журналист заявил о готовности сесть в тюрьму за уклонение от призыва и нежелание участвовать в гражданской войне. В мае 2016 года суд приговорил его к 3,5 годам заключения с конфискацией имущества.
Следует заметить, что Руслан Коцаба в свое время являлся активистом обоих украинских "майданов" и даже был комендантом палаточного городка в Ивано-Франковске. Донос в Службу безопасности Украины, после которого состоялся арест, написали его бывшие "побратимы" из националистических организаций.
Свои взгляды на происходящее в стране Коцаба изменил после поездки в Донбасс в качестве журналиста нескольких украинских СМИ. Он был едва ли не первым украинским корреспондентом, который приехал в Луганск и Донецк и собственными глазами увидел, что на "той стороне" живут не "террористы" и что их действительно обстреливает ВСУ. Он же был первым, кто еще летом 2014 года рискнул подать в украинских СМИ иную точку зрения на конфликт и даже назвал происходящее "гражданской войной".
Международная правозащитная организация Amnesty International назвала арест неприемлемым и в течение полутора лет призвала Киев освободить Коцабу.