Солнечное утро, уголок старого парка неподалеку от трамвайной линии. Уютная зеленая полянка в тени деревьев, на которой в течение нескольких минут появляется мольберт с доской для презентаций. Вокруг на туристических ковриках рассаживаются дети с ручками и блокнотами. У доски - молодой человек. Он настолько страстно и увлеченно что-то объясняет, что дети слушают его, как завороженные. Прохожие в недоумении останавливаются, не понимая, что же такое происходит. И искренне удивляются, узнав, что это идет урок по "скучной" школьной дисциплине, а дети, вместо того чтобы гонять в футбол, сидят и слушают способы решения сложных математических задач. И грозных родителей, надзирающих за чадами, не видно.
Нескучная дисциплина
- Для летней школы я взял, пожалуй, самую сложную тему - геометрию, - рассказывает Илья Поляков. - Дело в том, что в геометрии нет стандартных решений, каждая задача, по сути, уникальна и требует своего подхода. Поэтому в школе дети учат ее неохотно. Я пытаюсь это изменить, стараюсь объяснять ее понятным и интересным языком. Кроме того, я рассказываю, как геометрию можно применять на практике. У нас были домашние задания - определить с помощью геометрии высоту деревьев или расстояние до вершины горы Бештау. И все исключительно с помощью карандаша и бумаги. Когда ребята понимают, что знания по геометрии можно применить в жизни, им становится интересно ее осваивать.
Бесплатная летняя математическая школа в парке действует уже месяц и за это время информация о ней разлетелась по всем местным соцсетям. Сейчас на каждое занятие приходят минимум 25 человек, и число желающих растет.
- У нас в летней школе занимаются и младшие школьники, и старшеклассники, рассказывает 16-летний Илья Бондаренко. - Но Илья Валерьевич так преподает материал, что его усваивают все. Он дает нам геометрические задачи, которые привязаны к реальной жизни. Например, у нас было задание найти высоту трубы котельной, расположенной неподалеку. Причем, тремя способами из шести возможных. Это очень интересно, когда задача привязана к реальным объектам, так запоминать материал проще. Например, высота котельной - это задача на подобие треугольников. Таких задач полно в ОГЭ и ЕГЭ. И когда открываешь задание по подобиям треугольников, вспоминаешь про котельную и спокойно ее решаешь.
15-летнего Сашу Ксенофонтова больше тянет к гуманитарным наукам, но в летней школе он вдруг осознал, что ему интересна и геометрия: "Илья Валерьевич буквально разжевывает материал, чтобы мы поняли ту или иную тему", - делится он. 15-летний Денис Курсенко узнал о летней школе в соцсети. Решил придти посмотреть и остался: "Тебе здесь не только дают задание, но и говорят, что тебе может помочь в его выполнении, какие есть способы решения".
Увлечение стало профессией
Уроженец Новокубанского района Краснодарского края, Илья Поляков по образованию - радиоинженер. Окончил Таганрогский радиотехнический университет, какое-то время работал в сфере спутниковых технологий. Но всегда любил математику и занимался ей на уровне научных разработок. На основе работ нескольких авторов он создал методики, которые позволяют наиболее простым и удобным способом решать задачи по алгебре и геометрии. Чтобы проверить, насколько они эффективны, в этом году сам официально сдал ЕГЭ по математике, набрав 99 баллов из 100 возможных и заодно выяснив, примут ли экзаменаторы нестандартные способы решения.
В Пятигорск Илья попал из-за любви: "Я бросил все и приехал в Пятигорск, чтобы жениться", но когда начал устраивать свою жизнь на новом месте, оказалось, что для молодого радиоинженера работы в курортном городе не нашлось. Тогда Илья и вспомнил о своем увлечении математикой и решил открыть в городе частный математический класс. Опыт преподавания на тот момент у него уже был. Но когда молодой человек обратился в центр занятости населения с просьбой выделить небольшую субсидию - 60 тысяч, на организацию собственного бизнеса, ему отказали, заявив, что у него нет педагогического образования, к нему никто не будет ходить и у него ничего не получится. Но Илья не сдался.
Деньги занимал по родственникам и знакомым. Снял помещение, оформил ИП, закупил оборудование. Сначала ничего не получалось - о молодом преподавателе мало кто знал. Сейчас, спустя три года, очередь в класс к Илье расписана на год вперед. И с педагогическим образованием больше проблем нет - в этом году он получает степень магистра педагогики. Кроме того, по версии Высшей Школы Экономики (ВШЭ) Поляков занимает 38 место среди учителей математики России и стран СНГ.
Казалось бы, все хорошо - бизнес налажен, карьера двигается, можно и успокоиться. Но не тут-то было! Илья - идеалист, и его цель - научить понимать и любить математику как можно больше детей. И деньги совершенно не важны.
Хороший пример заразителен
По словам Полякова, уровень знаний по математике и особенно по геометрии среди учеников старших классов на сегодняшний день невысок. Чаще всего, школьники не могут связать теоретические знания с практическими навыками - то есть, ту или иную теорему знают все ученики, а вот применить ее для решения конкретной задачи могут немногие. Поэтому и готов он безвозмездно вести уроки в летней школе и вообще в школах, готов брать на обучение детей-инвалидов и детей из неблагополучных семей. Именно это Илья и собирается предложить городской администрации, но пока что летняя математическая школа и местные власти никак не пересекаются.
- Сначала я хотел сделать бесплатную летнюю школу, где смогут заниматься математикой все желающие, на базе какого-нибудь муниципального учреждения, но мне сказали, что это будет очень сложно и дорого, - делится Илья. - И я решил доказать, что на самом деле это совсем не сложно и вовсе не дорого. Я потратил полторы тысячи рублей на доску для презентаций и примерно 200 рублей на канцелярские принадлежности. Мольберт для доски я сколотил сам из подручных материалов.
Идея "школы на траве" увлекла и других преподавателей - уже есть несколько человек, которые готовы приезжать в парк и учить детей. Заинтересовал проект и психологов, которые видят в такой форме обучения интересную альтернативу чрезмерным нагрузкам традиционной школьной программы. Один педагог уже провел в парке занятие по алгебре, скоро дети услышат доклады по культуре речи, истории, обществознанию, основам права. Таким образом, летняя школа постепенно превращается в интеллектуальный центр, где и дети и педагоги встречаются, потому что им это интересно.
Елена Сабанина, руководитель Пятигорского центра гуманистической психологии и психотерапи:
- Наше мышление устроено так, что мы не можем запомнить информацию только через волевые усилия. Как удается Илье увлечь детей математикой, сложным и для многих скучным предметом? Стиль его преподавания больше похож на совместное исследование и размышление, чем на просто передачу информации. Хотя плотность информационного потока колоссальна - шесть теорем в час (это то, чему я сама была свидетелем). При этом легкость восприятия достигается тем, что все связано внутренней логикой, понимание каждой новой темы проверяется тут же заданием с блиц - проверкой.
Невозможно не увидеть, что дети получают интеллектуальное удовольствие, радость от мышления, и это такая редкость, я бы сказала, дефицит в современной школе. Важна и атмосфера, в которой подростки обучаются - уважение, вера в их способности, поддержка. Несмотря на сложность тем - живой разговор, юмор, смех, конкурсы, призы. То, что занятия проходят в парке, дети сидят на ковриках прямо на земле, убирает привычное школьное напряжение. Напряжение - еще один фактор, мешающий мышлению.