20.07.2016 00:41
Экономика

Расширение географии экспорта нефти сделает Россию более мощной

Существующая сеть нефтепроводов решает экономические и геополитические задачи
Текст:  Алексей Грачев
Российская газета - Спецвыпуск: Транспорт нефти №158 (7026)
О сегодняшнем состоянии системы российских нефтетрубопроводов, о значимости экономики и политики для экспортных поставок нефти и о технических решениях нетривиальных задач рассказывает президент компании "Транснефть" Николай Токарев.
Читать на сайте RG.RU

Николай Петрович, как сейчас меняется трубопроводная система внутри страны? Есть ли участки, требующие модернизации, или, наоборот, ветки, потребность в которых отпала?

Николай Токарев: За последние 15 лет "Транснефть" изменилась принципиально. Прежде всего, поменялась геометрия трубопроводной инфраструктуры. Это позволяет России диверсифицировать направление экспорта и на Запад, и на Восток, и внутри страны появляется более разумная и оптимальная логистика.

Например, еще недавно у России был один-единственный нефтеналивной порт - Новороссийск и нефтепровод "Дружба", который поставлял нефть в западном направлении. Сегодня у России уже четыре собственных порта, через которые идут экспортные потоки нефти: Новороссийск, балтийские Усть-Луга и Приморск, Козьмино на Дальнем Востоке. Теперь проложен нефтепроводный маршрут в сторону Китая, и в этом году завершаются очень крупные инвестиционные проекты: ветки Куюмба - Тайшет и Заполярье - Пурпе.

Существующая сеть транспорта нефти дает все возможности для эффективной эксплуатации нефтепроводов и для обеспечения геополитических и экономических интересов страны.

"Транснефть" ужесточила контроль качества в области строительства

Значительная часть нефтепроводов построена в 1960-е годы, и технический ресурс у трубы все-таки ограничен. Конечно, мы это учитываем, и программа капитального ремонта и реконструкции у нас емкая. Цифры говорят сами за себя: за пять лет на обновление трубопроводов будет выделено 2,2 трлн рублей. Две трети от этой суммы - как раз реконструкция, модернизация, капитальный ремонт, и остальные инвестиции - это новое строительство. То есть замена старой линейной части, обновление резервуарного и насосного парков, приведение в порядок всех прежних направлений трубы, построенных во времена СССР. Мы этим занимаемся, существуют рабочие графики, определены источники финансирования - я не вижу оснований, чтобы переживать или сомневаться в надежности и качестве трубопроводного транспорта.

Как изменились нефтяные экспортные потоки в связи с последними событиями? Повлияли ли санкции на объемы российской нефти, поставляемой на Запад? Используется ли сейчас украинский транзит?

НТ: Западные рынки для нас являются традиционными направлениями и, конечно, мы стараемся сохранить их для российских нефтяников. Еще с советского времени все европейские нефтеперерабатывающие предприятия были ориентированы на нашу нефть. Сегодня у потребителей нет резона менять технологию и переходить на какие-то другие сорта углеводородов - такая переориентация связана со значительными инвестициями, затратами. Их вполне устраивает наша нефть и ее качество, и нам эти рынки тоже интересны, поскольку они премиальные. Поэтому транзит через Украину, естественно, остается в направлении Южной Европы - это Словакия, Венгрия, Чехия. Точно так же через Белоруссию поставляется нефть в Польшу и Германию. Объемы поставок из года в год немного меняются, но это вызвано чисто экономическими, рыночными причинами, а не политическими, и политического контекста в этом нет.

Сегодня у России уже четыре собственных порта, через которые идут экспортные потоки нефти

Мы надеемся, что такое положение сохранится и в ближайшей перспективе: наши партнеры на Западе также заинтересованы, чтобы ситуация с поставками была стабильной. В рамках так называемого Пражского клуба, который объединяет нефтепроводчиков Восточной Европы, Китая, Казахстана, высказывались сомнения по поводу сохранения объема западного потока. Коллеги предполагали, что санкции или какая-то политическая конъюнктура может повлиять на поставки. Всем нашим партнерам можем гарантировать, что для этих сомнений нет оснований, и не нужно лихорадочно искать какие-то новые варианты.

"Транснефть - Западная Сибирь" завершила ресертификационный аудит

Что касается других экспортных направлений, то сегодня набирают обороты поставки в Азиатско-Тихоокеанский регион. Порт Козьмино уже перешагнул 30-миллионную отметку отгрузки по году, вышел практически на проектную мощность. Мы в соответствии с нашими инвестиционными программами ведем расширение нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан, и к 2021 году эти магистрали дадут уже 80 млн тонн через ВСТО-1 и 50 млн - через ВСТО-2. Кроме того, наращиваются перекачивающие мощности в сторону Китая через нефтепроводное плечо Сковородино - Мохе. Работа идет по графику, и она является для нас приоритетной.

Кроме того, сохраняются партнерские отношения с Казахстаном. Наши партнеры поставляют свои объемы транзитом через территорию России: Каспийский трубопроводный консорциум - это кооперация, в которой мы участвуем в качестве акционеров.

Единственный поток, который сократился, - это поставки в направлении Прибалтийских государств. Но, в конце концов, было бы не по-хозяйски, имея у себя профицит мощностей (на той же Балтике или на юге страны), отдавать в другие страны нефтепродукты или нефть для дальнейшего экспорта. Такие решения в первую очередь диктует экономика. Сегодня мы почти вдвое сократили объемы с Вентспилса и Риги и дальше эта работа будет проводиться.

Изменилась геометрия трубопроводной инфраструктуры, что позволяет России диверсифицировать направление экспорта и на Запад, и на Восток, а внутри страны появляется более разумная и оптимальная логистика

По аналогии с розой ветров получается вот такая роза направлений, роза векторов поставок. В итоге текущая ситуация подтверждает, что мы имеем разветвленную, диверсифицированную, эффективную нефтепроводную систему, которая позволяет решать как экономические, так и геополитические задачи.

Каким вы видите развитие танкерного транспорта, какая часть экспортных поставок ориентирована на этот канал?

НТ: Доставка морем - это традиционный вид экспорта, а танкерные поставки составляют значительную часть отгружаемых объемов, и пока есть нефть на экспорт, они будут эксплуатироваться.

Строительство трубопровода "Северный поток-2" начнется в 2018 году

Сегодня, чтобы увеличить мощности, скажем, порта Козьмино, мы проводим там дноуглубительные работы. После этого к причалу смогут приходить танкеры дедвейтом 150 тысяч тонн, что значительно увеличит объемы экспортируемой нефти через этот порт. Также проводится модернизация Новороссийского порта. Приморск и Усть-Луга - это относительно новые порты, и они гарантируют те объемы, которые предусмотрены проектами.

Недавно "Транснефть" выступила с инициативой создания нового высокосернистого сорта нефти именно российской марки. Когда этот сорт появится на рынке?

НТ: Внедрение или сепарирование нового сорта пока обсуждается, поскольку процесс затрагивает интересы ряда нефтяных компаний. Очень много придется поработать юристам, еще раз просчитать экономику. В конце концов мы, конечно, придем к однозначному решению.

Сама идея очень правильная, экономически целесообразная, и все ее поддерживают, потому что понимают такую необходимость. Это надо делать, и, хотим мы того или нет, как бы не складывалась ситуация, идея будет воплощена в жизнь. Потому что без этого решения качество нашего экспортного потока будет падать, а значит, неизбежно снижение цен на него. Как следствие - финансовые потери нефтяников и потери бюджета. Пока расходимся, может быть, только в сроках. По нашему мнению, реализовать идею надо было еще вчера. Некоторые партнеры по переговорам считают, что это можно сделать и попозже, ситуация не критична. Точные сроки выхода на рынок нового сорта пока назвать не могу, поскольку еще продолжается переговорный процесс.

Готовится к запуску новая трубопроводная ветка Заполярье - Пурпе. В чем необходимость расширения сети трубопроводов?

Нефтяные компании будут платить налоги по новой схеме

НТ: Не секрет, что базовым для России регионом по добыче нефти является Западная Сибирь. Эти месторождения эксплуатируются уже много лет, поэтому совершенно естественно, что добыча там снижается, и надо думать о перспективе возмещения объемов. Заполярье - Пурпе подведет трубопроводные мощности к новой нефтеносной провинции. При достижении проектных отметок по добыче отсюда ежегодно будет идти поток в 45 млн тонн нефти.

Такие объемы, конечно, будут достигнуты не сразу, со временем, но появление новой ветки дает стране и нефтяникам возможность освоить новый регион и получить доступ к транспортировке добытой нефти через нашу магистраль. Заполярье - Пурпе - очень сложный проект, дорогой: инвестиции в него сегодня оцениваются более чем в 200 млрд рублей. Но задача, которую новая ветка позволит решить, того стоит. Поскольку на суше осталось немного столь же мощных месторождений, которые находятся в этом новом регионе.

Кстати, проект уникальный с технической точки зрения. При его реализации было получено 29 патентов на изобретения, проектировщики получили Государственную премию.

Есть и другие отстроенные ветки. В частности, магистраль Куюмба - Тайшет. Это тоже нефтепровод, который строится по инициативе нефтяников, которые выходили с такой просьбой в правительство, и нам было дано государственное поручение. Здесь также находится крупная нефтеносная провинция, сегодня нефтяники имеют возможность ее осваивать. Новая ветка трубопровода рассчитана на ежегодные поставки сначала порядка 8,5 млн т с нарастанием до 15 млн - это хороший прирост добычи и замещение падающих объемов Западной Сибири.

МЭА улучшила прогноз по спросу на нефть

Примерно месяц назад "Транснефть" открыла в Челябинске новый завод нефтяных насосов. Эксперты называют предприятие первым примером импортозамещения в стратегической для России нефтянке. Вы не опасаетесь, что получится дешево и сердито: на месте будем делать свои комплектующие, но по качеству мы будем уступать западным аналогам?

НТ: Этот завод мы строили совместно с итальянскими партнерами. И это не дешево и не сердито, это - самая высокая на сегодня планка качества. Даже сами итальянские партнеры при проектировании предприятия признавали, что в настоящее время лучше продукцию, чем наш челябинский завод, нигде в мире не производят. То есть это самое последнее слово в производстве насосной техники.

Какие еще есть планы у компании по замене импортных комплектующих и по выходу на западные рынки со своим товаром?

НТ: В том же Челябинске заложен новый завод, который будет производить электроприводное оборудование для насосов. Это тоже предприятие, которое освоило технологию итальянских партнеров и совместно с нашими коллегами-партнерами из челябинского предприятия КОНАР мы его начинаем строить.

В целом в программе импортозамещения у нас много позиций: не только насосное оборудование и электроприводы, но и противотурбулентные присадки, например, которые мы раньше покупали у американских компаний. Теперь совместно с нашими партнерами из Татарстана мы будем производить их в России.

Очень много позиций будут в ближайшее время замещены российскими аналогами: программа импортозамещения у нас емкая, предусмотрено финансирование в несколько миллиардов. Я не вижу каких-то серьезных проблем и не сомневаюсь, что у нас все получится.

справка
Эксперты назвали оптимальную цену нефти для развития промышленности

Среди основных направлений деятельности "Транснефти": оказание услуг в области транспортировки нефти и нефтепродуктов по системе магистральных трубопроводов в РФ и за ее пределами; проведение профилактических, диагностических и аварийно-восстановительных работ на магистральных трубопроводах; координация деятельности по комплексному развитию сети магистральных трубопроводов и других объектов трубопроводного транспорта; взаимодействие с трубопроводными предприятиями других государств по вопросам транспортировки нефти и нефтепродуктов в соответствии с межправительственными соглашениями.

Кроме того, компания принимает участие в решении задач научно-технического и инновационного развития в трубопроводном транспорте, внедрение нового оборудования, технологий и материалов. В сферу ее деятельности входит также привлечение инвестиций для развития производственной базы, расширения и реконструкции объектов организаций системы "Транснефть"; организация работы по обеспечению охраны окружающей среды в районах размещения объектов трубопроводного транспорта.

Нефть и газ