Родители будущей звезды были родом из испанской Севильи, но были вынуждены перебраться во Францию, так как обе семьи были против их брака.
Отец, Карлос Луис де Фюнес де Галасра, был на родине адвокатом, но с переездом круто поменял профессию и стал огранщиком алмазов. Мать - Леонора Сото Регуэра, испанка с португальскими корнями, занималась домом и семьей. Позже в многочисленных интервью актер не раз говорил, что она была для него главным образцом комического, наряду с Чарли Чаплином и комедийным дуэтом Лорела и Харди.
В школе Фюфю, как звали его в семье, проявлял поразительную неспособность к точным наукам. Зато знал три языка: французский, испанский и английский, и обожал рисование и игру на пианино.
Призывная комиссия признала де Фюнеса негодным к службе - при росте 164 см тот весил всего 55 кг. Тогда будущий актер перепробовал множество профессий. Он поработал и посыльным, и оформителем витрин, пока наконец не устроился работать в небольшой ресторан в квартале "красных фонарей" в Париже. Там он играл джаз, и, по воспоминаниям современников, публика взрывалась хохотом каждый раз, как тщедушный пианист выдавал какую-нибудь уморительную гримасу.
В 1936 году Луи де Фюнес женится на Жермен Луизе Элоди Карруйе. Эта женщина подарила ему первенца Даниэля, но не сыграла практически никакой роли в дальнейшей судьбе. Пара развелась в 1942.
К этому времени де Фюнес уже успел отучиться год в актерской школе Рене Симона, где обзавелся полезными знакомствами. В числе его друзей по курсам был, например, актер Даниэль Желен, еще один классик французского экрана.
Во время немецкой оккупации Парижа де Фюнес работал в небольшой музыкальной школе преподавателем сольфеджио. Там он познакомился с женщиной, которая стала его верной спутницей до конца жизни.
Жанна Августина де Блермен де Мопассан, внучатая племянница писателя Ги де Мопассана, работала в той же школе школе секретаршей. По ее собственным словам, она "не смогла отказать юноше, который играл джаз, как бог". Они поженились в 1943-м и счастливо прожили в браке 40 лет, до самой смерти де Фюнеса. В 1944 у них родился старший сын Патрик, ставший впоследствии врачом, в 1949 - Оливье, на которого отец возлагал большие надежды как на продолжателя актерской династии. Оливье даже снялся в нескольких фильмах с отцом, но предпочел карьеру пилота авиации.
В 1945 году Луи де Фюнес впервые появился на экранах в небольшой роли в фильме "Барбизонское искушение" режиссера Жана Стели. Но дебют не принес ему успеха. Актер продолжить играть на пианино по клубам, смирившись, что "на свете не так много ролей для тощего лысеющего коротышки". Неизвестно, к чему бы это привело, если бы не поддержка жены и все того же Даниэля Желена, которые смогли убедить его продолжить попытки и сниматься - хотя бы в массовке.
Желающих подзаработать во Франции в ту пору было немало, но де Фюнес довольно быстро осознал пользу личных связей в возрождающемся кинобизнесе. Старший сын Патрик позже вспоминал: "Он брал маму под ручку, и они отправлялись разгуливать взад-вперед у входа в ресторан "Фуке" на Елисейских полях, где в то время обитала вся кинобратия. Встретив кого-нибудь из знакомых, отец мастерски разыгрывал удивление и как бы ненароком сообщал, что как раз завтра "совершенно свободен" и мог бы поучаствовать в съемках".
Актер брался за любую работу. Помимо массовки он также занимался дубляжом, в основном - итальянских картин. Когда известный режиссер Жан-Пьер Мельвиль обмолвился, что ему нужен аккордеонист для съемок новогодней сцены, де Фюнес соврал, что неплохо играет на этом инструменте, хотя до этого в глаза его не видел. На площадке он спрятался за другим актером так, чтобы не было видно рук, и пытался хоть как-то попадать в такт по клавишам. Трюк быстро раскусили, но, вместо того, чтобы прогнать с позором, Мельвиль рапорядился выплатить де Фюнесу двойной гонорар. Непонятно - то ли оценил наглость и находчивость, то ли разглядел в нем истинный комедийный талант.
Надо сказать, что актер не только сам пользовался личными знакомствами при поиске работы, но и сам старался всегда платить коллегам по цеху той же монетой. Актриса Клод Жансак, например, стала его "талисманом", он всегда настаивал, чтобы ей дали роль в фильме, если он там снимался. Жансак сыграла в десяти фильмах с де Фюнесом, в основном - в роли его жены.
Первая главная роль пришла к де Фюнесу только спустя 13 лет и почти 80 фильмов после дебюта. В фильме "Не пойман - не вор" 1958 года он сыграл контрабандиста Блеро. О популярности этого персонажа говорит уже только то, что в Советском Союзе фильм шел под названием "Блеро".
Международная слава обрушилась на актера в 1964-м, когда он снялся в ставшей классической роли "Жандарма из Сен-Тропе" и в трилогии о Фантомасе. Он непревзойденно воплотил образ нелепого французского полисмена, чья неуместная гиперактивность, неконтролируемые вспышки гнева и незабываемое злорадство постоянно приводят его в комичные ситуации.
В 1968 году Луи де Фюнес занял первое место в голосовании "Самый любимый актер Франции", обойдя другого комедийного классика - Бурвиля, с которым они, кстати, были большими друзьями.
В 1970-х актер все так же популярен и может позволить себе не слоняться по улицам Парижа в поисках работы, а выбирать роли по душе. Де Фюнес часто принимал участие в театральных спектаклях.
Один из них он с успехом перенес на большой экран. Фильм "Оскар" - естественно, комедия и естественно - о невезучем брюзге со взрывным характером, пережил даже ремейк со Сильвестром Сталлоне в главной роли.
В период с 1964 по 1979 годы Луи де Фюнес семь раз оказывался на вершине бокс-офиса Франции, снимаясь в самых популярных фильмах страны. Самым посещаемым его фильмом стала "Большая прогулка" 1966 года, посмотреть которую в кинотеатры пришли 17 миллионов человек в одной только Франции.
В 1973 году актер удостоился высшей награды страны - "Ордена Почетного легиона". Но активные съемки и гастроли подорвали и без того не богатырское здоровье де Фюнеса. В 1975 году он перенес сразу два инфаркта и по настоянию врачей переехал в свое загородное имение "Шато де Клермон", вдалеке от шумного и суетливого Парижа.
Там актер увлекся выращиванием роз. Один из сортов впоследствии даже назвали его именем. Однако жизнь зажиточного рантье в глубинке не смогла надолго занять неугомонного де Фюнеса. В 1976 он возвращается в кинематограф с фильмом "Крылышко или ножка" Клода Зиди, ставшим одним из самых популярных в фильмографии актера.
Де Фюнес продолжает сниматься еще шесть лет, его последний фильм - "Жандарм и жандарметки" - выходит в 1982 году.
Луи де Фюнес скончался 27 января 1983 в своем поместье. За день до этого он долго сидел в саду, среди своих любимых роз и жаловался, что у него особенно сильно отекли ноги. Актер решил, что подхватил где-то грипп. Утром он вышел к жене со словами "Я скучаю один в своей комнате". Это были его последние слова. В тот же день его не стало. Сердечный приступ.
Луи де Фюнес, прозванный "человеком с сорока лицами в минуту", успел сняться в более 130 фильмах и сыграть почти сотню ролей на сцене. Он работал с самыми выдающимися актерами своего времени: Жан Маре, Жан Габен, Фернандель, Бурвиль, Ани Жирардо, Ив Монтан.
В 1998 году актера поместили на почтовые марки Франции. Созданные им образы продолжают служить вдохновением для кино, мультфильмов, комиксов. А Николя Саркози называет его своим любимым актером.
Известность пришла к нему не быстро. Талант был вынужден сам пробивать себе дорогу, несмотря на счастливые случайности и удачные знакомства.
Сам актер говорил о своей карьере: "Я совершенно не жалею о том, что слава шла ко мне так медленно. Именно это помогло мне понять свою профессию. Когда я был неизвестен, я пытался окрасить эти маленькие роли жестами, интонацией, мимикой. Все это я складывал в свой актерский багаж, который и помог мне добиться популярности. Если бы мне предложили начать все снова, я бы выбрал тот же самый путь".