На вопрос, насколько опасна резкая вспышка столь опасного заболевания, Ульев ответил, что сейчас можно с уверенностью говорить о том, что дальше заражение не распространится. Полагать так позволяют несколько факторов. Во-первых, уже несколько дней нет падежа скота. Во-вторых, удалось быстро привить почти все стадо, а это более 30 тысяч оленей в Ямальском районе. Вакцинацию прошли и оленеводы с семьями. Все, кто находится в том районе и собирается выехать, находятся под наблюдением. Инкубационный период у болезни - 7 дней. И в течение это срока люди проходят обсервацию. Так что можно быть уверенным, что в себе или на одежде никто в другие регионы болезнь не привезет. По мнению микробиолога МЧС, контроль налажен серьезный как со стороны спасателей, так и со стороны Минздрава, Минприроды.
Почему вспышка сибирской язвы произошла именно на Ямале?
Александр Ульев: С этим пока разбираются эпидемиологи. Сейчас ясно, что болезнь к людям перешла от скота. Почему-то именно олени наиболее всего подвержены быстрому заражению язвой. А, скажем, крупный рогатый скот, наши российские буренки, к болезни более устойчив. Не исключено, что споры язвы оттаяли после анабиоза с 1941 года, когда наблюдалась еще более острая вспышка сибирской язвы на Ямале.
Но почему именно на Ямале, ведь нынешняя жара затронула не только эти места?
Александр Ульев: В других местах есть скотомогильники, куда доступ закрыт. А на Ямале в 1941 году вечную мерзлоту никто не взрывал, в скотомогильники весь павший скот не свозил и не сжигал. Тогда трупы оленей так и оставались лежать в тундре. Споры язвы заморозились, а теперь ожили. Я лично вижу такую версию произошедшего.
Александр Ульев не исключил, что болезнь в 1941 году передалась через сбрую. В те времена очень много ремней, подпруг для коней изготавливались из шкур животных. Возможно, некоторые из кожаных изделий были изготовлены из шкур заболевших животных. Но тогда стране было не до того, и разбираться было некогда. Сейчас все заинтересованные ведомства не только бьют тревогу, но и активно включились в борьбу с распространением заразы.
Сегодня в пресс-службе МЧС России сообщили о том, что 30 прилетевших накануне из Челябинска спасателей приступили к развертыванию палаточных городков для оленеводов, эвакуированных из отдаленных районов.
- Доставленные накануне в Салехард авиацией МЧС палатки, комплекты постельных принадлежностей, печи и продовольствие в настоящее время перебрасываются в населённый пункт Яр-Сале, откуда их вертолеты МЧС Ми-8 и Ми-26 доставят в тундру в чистую зону, где силами спасателей Центра "Лидер" и Уральского учебно-спасательного спасательного центра МЧС будут развёрнуты восемь городков жизнеобеспечения, - сказал начальник пресс-службы МЧС России полковник Алексей Вагутович.
Кроме того, в пресс-службе губернатора региона корреспонденту ТАСС привели самые последние цифры по ситуации на полуострове. По данным местных властей, в Ямальском районе в 200 км севернее населенного пункта Яр-Сале на удаленном пастбище от сибирской язвы погибли более 2,3 тысяч оленей. Общая численность поголовья в карантинной зоне превышает 41 тыс. голов. В превентивных целях со стоянки оленеводов эвакуированы 256 человек, в том числе 132 ребенка. Из них в инфекционные отделения лечебных учреждений Салехарда и Яр-Сале, по данным медиков, госпитализированы 90 человек, в том числе 53 ребенка. Подозрение на заболевание "Сибирская язва" обнаружено у 28 человек, в том числе у 15 детей. Площадь буферной зоны вокруг очага сибирской язвы на Ямале составляет 11 тыс. кв. км.
- Ветеринары намерены вакцинировать от сибирской язвы все ямальское поголовье - более 700 тыс. голов. В первую очередь вакцинацией будет охвачено стадо, кочующее на территории Ямальского района, где зафиксирован очаг сибирской язвы. Следующие на очереди Тазовский и Приуральский районы. Там нет ни одного случая болезни, но когда речь идет о биологической безопасности, лучше перестраховаться, - отметили в пресс-службе губернатора.