Доходы посчитают в Интернете
Речь идет о поправках в федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и расчетов с использованием платежных карт". Согласно этому документу все кассовые аппараты, работающие в организациях торговли, должны быть подключены к сети Интернет, через которую в режиме онлайн они будут передавать информацию в налоговые органы. Установлен переходный период - до 1 февраля 2017 года. С этого момента перестанут продаваться кассы старого типа. Но работать на старой ККТ можно будет вплоть до 1 июля 2017 года. Исключение составят юрлица и индивидуальные предприниматели на ЕНВД, оказывающие услуги населению, а также ИП на патентной системе налогообложения. Для таких компаний переходный период будет действовать до 1 июля 2018 года.
С одной стороны, контроль над движением денежных средств необходим для ограничения теневого оборота наличности. Законопроект также призван устранить недобросовестную конкуренцию, при которой один предприниматель, уплачивая налоги в полном объеме, проигрывает в цене товаров или услуг другому предпринимателю, который налогов не платит. С другой стороны, плательщики ЕНВД и патентщики перечисляют государству фиксированную сумму, которая не зависит от денежного выражения проданных товаров и оказанных услуг.
- Единый налог на вмененный доход потому так и называется, что доход предпринимателям вменяют, - подчеркивает калининградский бизнес-омбудсмен Георгий Дыханов. - Суть же системы патентов такова: предприниматель платит один раз, и государство больше не имеет к нему вопросов. Поэтому мне непонятна логика, по которой плательщиков двух этих налогов обязали установить кассовые аппараты. От того, что налоговая служба будет контролировать оборот наличных денег таких компаний в ежедневном режиме, государственный бюджет больше денег не получит. Зато у налоговиков появится больше поводов для проверок и вмешательств, что, разумеется, не будет способствовать развитию предпринимательства.
Дорога каждая тысяча
В Калининградской области, по информации регионального отделения "ОПОРЫ РОССИИ", единый налог на вмененный доход применяют около 10 процентов малых предпринимателей. ЕНВД - очень популярный режим среди небольшого бизнеса, который занимается мелкой торговлей, общепитом, оказывает различные услуги. Патенты пользуются меньшим спросом, их купили несколько сотен калининградцев. Но и эти несколько миллионов рублей, которые патентщики перечислили в местные бюджеты, ценны для региона.
В Новгородской области на "вмененке" работает большая часть субъектов МСП в небольших населенных пунктах. Зачастую речь идет о единственном магазине, единственной парикмахерской и столовой в поселке. В условиях кризиса этим субъектам бизнеса дорога каждая тысяча рублей.
- Установка кассового аппарата стоит порядка 25-30 тысяч рублей. Как минимум такую же сумму ежегодно придется тратить на его обслуживание, а скорее всего - еще больше, - делится информацией член совета Союза предпринимателей Новгородской области Юлия Ротанова. - Вряд ли владелец небольшого кафе или парикмахерской сможет самостоятельно вести сложную кассовую бухгалтерию. Ему придется нанимать приходящего специалиста или отдать бухгалтерию на аутсорсинг. Скорее всего, потребуется платить за более быстрый Интернет, обновлять программное обеспечение, оплачивать услуги программиста. Кроме того, предприниматель не сможет работать, если отключат свет или Интернет, в это время он будет терять клиентов. У меня есть небольшой фитнес-клуб, где трудоустроены три инструктора. На год я купила патент за 18 тысяч рублей. Если в законе о контрольно-кассовой технике ничего не изменится, в 2018 году я буду вынуждена клуб закрыть. Доходы от этого спортивного учреждения не настолько велики, чтобы тратить деньги на кассовый аппарат и разбираться с бухгалтерией.
Как считает исполнительный директор Союза малых предприятий Санкт-Петербурга Владимир Меньшиков, от поголовной установки ККТ пострадают в первую очередь самые уязвимые предприниматели, для которых издержки на покупку и обслуживание кассовых аппаратов могут равняться значительной части прибыли.
Лови патент
- На финансовом самочувствии немногочисленных субъектов малого бизнеса, чьи обороты кратны миллионам рублей, новая норма, скорее всего, практически не отразится, - рассуждает Владимир Меньшиков. - А вот немало самозанятых граждан, имеющих небольшой доход, мы потеряем в качестве налогоплательщиков. Если посмотреть на каждое требование нового закона в отдельности, нормы видятся разумными и справедливыми. Но комплексный эффект, связанный именно с ЕНВД и патентной системой налогообложения, может оказаться негативным. Дополнительных средств от ежедневного контроля доходов государство не получит. Наоборот, бюджет лишится денег предпринимателей, которые перестанут работать легально или вообще свернут бизнес.
Эксперты, с которыми побеседовала корреспондент "РГ", видят один выход из ситуации - дополнительные поправки в закон о ККТ, освобождающие патентщиков и плательщиков ЕНВД от необходимости устанавливать кассовые аппараты.
- Есть масса других методов, позволяющих контролировать такой малый бизнес и при этом не загонять его в тень, - считает Юлия Ротанова. - Стоимость патента определяется исходя из вида деятельности и количества сотрудников, на сумму ЕНВД в торговле влияет торговая площадь, в сфере бытовых услуг - также количество сотрудников. Контролирующие органы легко могут проверить эти показатели, убедиться, что налоги начислены справедливо.
- Если у предпринимателя бизнес идет в гору, доходы начинают выходить за рамки патентной системы налогообложения и ЕНВД, ему самому станут неинтересны и неудобны эти налоговые режимы, - развивает тему Владимир Меньшиков. - Поэтому государство, отказавшись от тотального контроля над доходами таких бизнесменов, ничего не потеряет.
Ряд предпринимателей, согласно новому законопроекту, все же сможет производить расчеты без применения контрольно-кассовой техники. Это все компании, работающие в труднодоступной местности, где существуют проблемы с Интернетом. А также продавцы газет и журналов, мороженого, кваса, носильщики на вокзалах, няни и сиделки, люди, которые сдают свои квартиры, ремонтируют обувь и изготавливают ключи. Список можно продолжить, но он невелик. С одной стороны, исключения экспертов радуют, с другой - вызывают недоумение. Почему обувных дел мастер, получающий за заказ 300-700 рублей, может обойтись без кассового аппарата, а, к примеру, парикмахер, который стрижет клиентов за те же деньги, нет?
Артем Голубев, доцент кафедры экономической теории и прикладной экономики Северо-Западного института управления РАНХиГС:
- Известно, что официально сотни тысяч компаний в стране работают либо с нулевой рентабельностью, либо вовсе имеют убыточный бизнес, не уходя при этом с рынка. После установки кассовых аппаратов, которые будут передавать сведения в ФНС в режиме онлайн, и таким "полутеневым" субъектам МСП, и предпринимателям с ограниченными доходами придется окончательно свернуть бизнес.
Что касается потребителей, поначалу большинство из них, скорее всего, не заметит нововведений. Однако в недалеком будущем население столкнется с сокращением объема товаров и услуг, которые производит и предоставляет малый бизнес. Для государства в краткосрочной перспективе повысится прозрачность ведения предпринимательской деятельности, снизится теневой оборот капитала. Однако уже в среднесрочной перспективе сокращение числа предпринимателей приведет не только к снижению налоговых поступлений в государственный бюджет, но и к сокращению выпуска продукции, снижению ее качества и конкурентоспособности по сравнению с импортными товарами. Возможно, ускорятся темпы инфляции вследствие снижения предложения при неизменном спросе.
Что касается переходного периода, прописанного в данном законопроекте, его, на мой взгляд, нельзя назвать достаточным. И не столько потому, что речь идет о сравнительно небольшом временном промежутке, а потому, что русский "авось" еще никто не отменял. Многие предприниматели до последнего будут тянуть с переходом на новые условия работы, надеясь на перенос сроков с внесением изменений в действующий закон, либо вовсе на его отмену. Подобное мы наблюдали не раз в новейшей истории.