10.08.2016 14:10
Кинократия

"Афера под прикрытием": Брайан Крэнстон возвращается в наркобизнес

Текст:  Алексей Литовченко
США, 1985 год. Грозный, страшный и могучий Пабло Эскобар топит Штаты в наркотиках, хохоча над тщетными поползновениями ФБР что-то с этим сделать. Пока однажды престарелому агенту под прикрытием Бобу Мейзуру не приходит в голову свежая мысль: внедриться во вражеские ряды, прикинувшись не очередным мелким барыгой, а преуспевающим банкиром, которому вдруг захотелось расширить сферу деятельности и начать отмывать грязные деньги.
Читать на сайте RG.RU
Кадры из фильма "Афера под прикрытием"

Примерно в том же заключается свежесть самого фильма, вливающегося прохладной струйкой в уютное болотце многочисленных живописаний быта наркоторговцев. Те самые реальные события, на которых строится "Афера под прикрытием", касаются арестов не только членов картеля, но и коррумпированных клерков печально знаменитого Bank of Credit and Commerce International, организации удивительной судьбы. Этот плод любви капиталов президента ОАЭ и Bank of America в свой золотой век был седьмым по величине частным банком мира, а в его кулуарах и альковах творились преинтересные вещи. В своих целях его использовали ЦРУ и разведки других стран, делами (а также делишками, вестимо) BCCI управляла юридическая компания советника пяти президентов США Кларка Клиффорда, один из высокопоставленных служащих являлся финансовым советником панамского диктатора Мануэля Норьеги - продолжать парад занимательных фактов можно сколь угодно долго.

"Джульетта": Педро Альмодовар снова обожествляет женщин

Тем обиднее, что Брэд Фурман на них не особенно концентрируется, уводя историю в сторону личных переживаний своего главного героя и упрощая его хитроумное, скрупулезное выстраивание "легенды" до уровня "здравствуйте, я ваш банкир, давайте делать деньги". Но Фурмана можно понять: он все-таки совсем не Скорсезе и не Коппола. И на конкуренцию с титанами не претендует, довольствуясь уважительными скромными реминисценциями. Потому и высвечивает как можно ярче свой главный козырь, затемняя недостатки.

А главный козырь, как нетрудно догадаться, - Брайан Крэнстон. В фильме того же Фурмана "Линкольн для адвоката" Крэнстон вопрошал МакКонахи: "На чьей ты стороне?". В "Афере" на тот же вопрос приходится отвечать самому Крэнстону. Не поймите неправильно, сомнения его не то чтобы гложут, но, как говорится, сожительство с волками предполагает вживание в определенную и соответствующую окружению модель поведения, что может повлиять на истинную личность мимикрирующего. А ведь герой Брайана Крэнстона - примерный семьянин и меняться, в отличие от какого-нибудь Хайзенберга, не собирается и не будет. Здесь-то и заложена вся глубина драматизма, позволяющая раззудиться да размахнуться громадному таланту этого прекрасного артиста.

"Неоновый демон": кислотная сказка Николаса Рефна о вреде нарциссизма

Сиянию поздно взошедшей, но оттого не менее яркой звезды нисколько не мешают некоторая скомканность сценария, который частенько грешит натяжками (Джо Пистоне из "Донни Браско" и Билли Костиган из "Отступников" назвали бы работу Боба Мейзура "не бей лежачего") и откровенно фарсовыми сценами (шаманская инициация с помощью ритуального трупа петуха выглядит просто смехотворно). Там же, куда лучики Крэнстона не дотягиваются, на помощь приходят его соратники - Джон Легуизамо, Джозеф Гилган и прочие отнюдь не затмеваются более крупным светилом. Ну и Фурман тоже не теряется: то скорсезевский длинный план вставит, то с цветовой гаммой поиграет, то в нужный момент Леонарда Коэна включит. Словом, атмосферу создает благоприятную.

"Афера под прикрытием" - кино не выдающееся и без претензии на статус новой классики, но, к чести его создателей, осознающее собственные сильные и слабые стороны и, что важно, правильно ими распоряжающееся. У него нет крепкого сбалансированного нарратива, зато есть четкий стиль и целая когорта актеров, отлично передающих характеры своих персонажей, к слову - четко и объемно прописанных. И этого, пожалуй, вполне достаточно, чтобы не зря потратить пару часов времени.

3.5

Рецензии