Примерно в том же заключается свежесть самого фильма, вливающегося прохладной струйкой в уютное болотце многочисленных живописаний быта наркоторговцев. Те самые реальные события, на которых строится "Афера под прикрытием", касаются арестов не только членов картеля, но и коррумпированных клерков печально знаменитого Bank of Credit and Commerce International, организации удивительной судьбы. Этот плод любви капиталов президента ОАЭ и Bank of America в свой золотой век был седьмым по величине частным банком мира, а в его кулуарах и альковах творились преинтересные вещи. В своих целях его использовали ЦРУ и разведки других стран, делами (а также делишками, вестимо) BCCI управляла юридическая компания советника пяти президентов США Кларка Клиффорда, один из высокопоставленных служащих являлся финансовым советником панамского диктатора Мануэля Норьеги - продолжать парад занимательных фактов можно сколь угодно долго.
Тем обиднее, что Брэд Фурман на них не особенно концентрируется, уводя историю в сторону личных переживаний своего главного героя и упрощая его хитроумное, скрупулезное выстраивание "легенды" до уровня "здравствуйте, я ваш банкир, давайте делать деньги". Но Фурмана можно понять: он все-таки совсем не Скорсезе и не Коппола. И на конкуренцию с титанами не претендует, довольствуясь уважительными скромными реминисценциями. Потому и высвечивает как можно ярче свой главный козырь, затемняя недостатки.
А главный козырь, как нетрудно догадаться, - Брайан Крэнстон. В фильме того же Фурмана "Линкольн для адвоката" Крэнстон вопрошал МакКонахи: "На чьей ты стороне?". В "Афере" на тот же вопрос приходится отвечать самому Крэнстону. Не поймите неправильно, сомнения его не то чтобы гложут, но, как говорится, сожительство с волками предполагает вживание в определенную и соответствующую окружению модель поведения, что может повлиять на истинную личность мимикрирующего. А ведь герой Брайана Крэнстона - примерный семьянин и меняться, в отличие от какого-нибудь Хайзенберга, не собирается и не будет. Здесь-то и заложена вся глубина драматизма, позволяющая раззудиться да размахнуться громадному таланту этого прекрасного артиста.
Сиянию поздно взошедшей, но оттого не менее яркой звезды нисколько не мешают некоторая скомканность сценария, который частенько грешит натяжками (Джо Пистоне из "Донни Браско" и Билли Костиган из "Отступников" назвали бы работу Боба Мейзура "не бей лежачего") и откровенно фарсовыми сценами (шаманская инициация с помощью ритуального трупа петуха выглядит просто смехотворно). Там же, куда лучики Крэнстона не дотягиваются, на помощь приходят его соратники - Джон Легуизамо, Джозеф Гилган и прочие отнюдь не затмеваются более крупным светилом. Ну и Фурман тоже не теряется: то скорсезевский длинный план вставит, то с цветовой гаммой поиграет, то в нужный момент Леонарда Коэна включит. Словом, атмосферу создает благоприятную.
"Афера под прикрытием" - кино не выдающееся и без претензии на статус новой классики, но, к чести его создателей, осознающее собственные сильные и слабые стороны и, что важно, правильно ими распоряжающееся. У него нет крепкого сбалансированного нарратива, зато есть четкий стиль и целая когорта актеров, отлично передающих характеры своих персонажей, к слову - четко и объемно прописанных. И этого, пожалуй, вполне достаточно, чтобы не зря потратить пару часов времени.
3.5