Напомним, после возрождения праздника выпускников первым под алыми парусами по Неве прошел фрегат "Штандарт" - копия одноименного исторического корабля Петра Первого. Однако через пять лет у него начались проблемы с регистрацией, последовали многочисленные судебные разбирательства, и с 2009 года по настоящее время "Штандарт" квартирует в иностранных портах на Балтике. В последние годы на главную роль в "Алых парусах" приглашают зарубежную звезду - шведский бриг "Тре кронор" ("Три короны").
Учебная гафельная шхуна "Юный балтиец" построена в 1989 году, и это единственный парусник, сооруженный в России после 1913 года. В "Алых парусах" он участвовал в 2008 году, и тогда еще находился в ведении городского Дворца творчества юных. В качестве учебного судна "Юного балтийца" использовал морской клуб "Юнга". Однако уже в следующем году от услуг петербургского парусника пришлось отказаться, поскольку состояние у него было, как говорят моряки, "не ходовое". Судно передали в оперативное управление Морскому техническому колледжу и отправили на капитальный ремонт.
- Мы потратили три с лишним года, чтобы привести его в порядок, - рассказал корреспонденту "РГ" директор колледжа Виктор Никитин. - Сейчас мы провели реконструкцию и полную модернизацию всего навигационного оборудования, механического отделения, бытовых отсеков, получили все необходимые документы.
Кроме того, для шхуны сшили новый комплект парусов, заменили бегучий такелаж, спасательные плоты, дежурную шлюпку с кран-балкой, гидрокостюмы, спасательные жилеты, обновили камбуз. Корпусу судна вернули первоначальный цвет - белый. В свой первый поход "Юный балтиец" отправится в первых числах января 2017 года. Маршрут пока составлен по портам Балтики: Выборг, Таллинн, Рига. Учебное плавание организовано для студентов второго и третьего курсов. Несмотря на то, что парусники больше не являются покорителями морей, научиться управлять таким судном должен каждый будущий капитан или шкипер.
- Первичную практику в течение двух месяцев должны пройти абсолютно все курсанты, - поясняет Никитин. - После нее они получат свой первый в жизни сертификат, он дается только на учебном судне. В дальнейшем с этим документом можно отправляться на большой флот.
А вот окончательное решение о том, будет ли шхуна участвовать в следующих "Алых парусах", еще не принято. Директор МТК полагает, что власти определятся к концу года, но в расчет необходимо принимать и мнение спонсоров. Впрочем, в правительстве Петербурга уже подсчитали, что приглашать отечественный парусник выгоднее, чем иностранный. Да и бумаг на оформление
захода иностранного судна во внутренние воды РФ приходится оформлять в разы больше.
- Мне кажется, что использовать отечественный парусник - это более правильно и с точки зрения патриотизма, и с точки зрения экономики, - высказалась петербурженка Елена Старикова. - Деньги, которые город заплатит за аренду "Юного балтийца", пойдут на совершенствование в профессии для наших будущих капитанов.
Справка "РГ"
"Юный Балтиец" - двухмачтовая шхуна с гафельно-бермудским во-оружением. Площадь парусов - 500 квадратных метров, длина 49,5 метра, ширина - 8,4 метра, высота борта - 6 метров, высота мачт - 32 метра, водоизмещение - 441 тонна, мощность главного двигателя - 1000 лошадиных сил. Может одновременно брать на борт 32 курсанта, четырех преподавателей и 15 членов экипажа.