15.08.2016 18:49
Власть

Путин поручил правительству стимулировать речные перевозки

Путин поручил стимулировать речные перевозки
Текст:  Константин Завражин Кира Латухина (Волгоград)
Российская газета - Столичный выпуск: №181 (7049)
Заседание президиума Госсовета по вопросу развития внутренних водных путей президент Владимир Путин провел в Волгограде, прямо на берегу Волги.
Читать на сайте RG.RU
Владимир Путин провел заседание президиума Госсовета в Волгограде

Место было выбрано не случайно: Волгоград - один из самых протяженных городов страны, растянулся вдоль Волги почти на 90 км. Область имеет выход к нескольким морям, по ее территории протекает около двухсот рек. Основные - Волга и Дон с притоками.

Знаменитый канал торжественно открыли после масштабной реконструкции

Сперва глава государства осмотрел выставку на причальной набережной пассажирского речного вокзала. В акватории на расстоянии почти 400 м от берега разместились транспортные суда, построенные в России в течение последних пяти лет, а также специальные суда МЧС. Организаторы подготовили макеты проектируемых гидроузлов, строительство которых позволит устранить "узкие места" по линии Волго-Донского водного пути и возобновить сквозное судоходство на этих участках в прежнем объеме. Глава Минтранса Максим Соколов рассказал, что содержание одного километра водного пути обходится в 130 тысяч рублей, а содержание одного километра дороги - в 4,5 млн.

Кстати, показали президенту и знаменитый "танцующий мост" через Волгу: многие помнят, как в 2010 году из-за сильного ветра начались сильные раскачивания конструкций.

"Вопрос о развитии внутренних водных путей России - чрезвычайно важный - и не только для Поволжья, но и для всей страны", - подчеркнул глава государства. Судоходные пути сообщения проходят по 60 регионам. Здесь проживает 80 процентов населения, производится до 90 процентов ВВП.

"Насыщенность, плотность водных путей сопоставима с железными дорогами", - сравнил президент. Они задействованы для решения задач в таких ключевых сферах, как гидроэнергетика, ЖКХ, сельское хозяйство. "До появления железных дорог они служили вообще основными магистралями, по которым шли перевозки и грузов, и пассажиров", - напомнил Путин.

"Внутренний водный транспорт имеет большой конкурентный потенциал, - считает глава государства. - Это низкая себестоимость перевозок, особенно на дальние расстояния, энергоэффективность и относительно невысокие затраты на содержание водных путей". Для ряда регионов нет альтернативы, особенно для тех, кто обеспечивается северным завозом, добавил он, приведя в пример Якутию.

Президент перечислил самые важные направления развития. Во-первых, это преодоление инфраструктурных ограничений. Глубина водных путей сократилась за 25 лет в среднем на четверть, а их протяженность - с гарантированными габаритами судового хода - на 30 процентов. Более половины судов не могут ходить с полной загрузкой из-за маловодности рек, что ведет к убыткам. Грузооборот водного транспорта уменьшился в 3,3 раза, а ведь в 1990 году был сопоставим с автомобильным. Сейчас разрыв увеличился в четыре раза. Резко упали и пассажирские перевозки по водным путям.

"На единой глубоководной системе немало так называемых "узких" мест. А если быть точным - мелких мест, где глубина значительно ниже минимально необходимой для прохождения судов", - заметил Путин. "В этом году воды достаточно, но так бывает далеко не всегда", - добавил он.

Приоритетная поддержка, по мнению главы государства, нужна сквозным туристическим маршрутам из Москвы и Санкт-Петербурга в южные регионы. Для стимулирования туризма следует усовершенствовать и визовый режим.

При этом необходимо минимизировать возможный ущерб рекам, свести его к нулю, указал Путин. "Природная среда рек бесценна и абсолютно уникальна", - добавил он.

Следующая задача - достижение сбалансированности перевозок разными видами транспорта. Более четверти федеральных автомагистралей работают в режиме перегрузки, особенно летом, но при этом возможности навигации по рекам используются неэффективно. "Перевозчики не спешат менять свою привычную логистику", - объяснил президент и поручил правительству принять оперативные меры для стимулирования перевозок по рекам. "В Китае грузооборот по водным путям в 12 раз больше", - сравнил он. А если сравнивать использование водных путей с другими видами транспорта, то российский водный грузооборот отстает даже от тех европейских стран, где протяженность рек гораздо меньше.

Как государство может помочь речному судоходству

"Нужно развивать портовую инфраструктуру, современные контейнерные терминалы", - продолжил глава государства.

Важнейшая задача - обновление речного флота. "Темпы очень низкие", - констатировал Путин. За 15 лет построено 800 судов, при этом выбывших в 13 раз больше, чем новых. Средний возраст - 36 лет. Если в 2000 году на российских реках работала 21 тысяча транспортных судов, то сегодня осталось всего 11 тысяч.

Большие трудности возникают и с эксплуатацией портовых сооружений, особенно причалов. "В основном это железобетонные, изношенные конструкции, не соответствующие современным техническим требованиям, и зачастую небезопасные для пассажиров", - оценил президент. "Денег на их ремонт и реконструкцию из бюджетов, как правило, не хватает", - добавил он и призвал привлекать частный капитал к их обустройству.

Проблемы также обуславливаются тем, что на реках пересекаются интересы различных отраслей, а федеральные органы власти "замыкаются на сугубо ведомственных решениях", которые зачастую противоречат друг другу, считает Путин. "Ясно, что здесь необходима координация работы ведомств. Структура, обладающая такими полномочиями, у нас есть - это правительственная комиссия по вопросам природопользования и охраны окружающей среды, правда, насколько мне известно, проблемами водных путей она пока тоже как следует не занимается", - сказал он. Сейчас "каждый тянет в свою сторону", - заметил глава государства. "А реки далеко не всегда выигрывают", - добавил он.

"Вопросы безопасности всегда должны стоять на первом месте", - также подчеркнул президент. Их нужно постоянно держать в зоне внимания и предупреждать возможные происшествия, используя современные навигационные возможности. Исполнилось пять лет со дня крушения "Булгарии". "Мы помним эту ужасную трагедию и знаем о ее причинах", - заметил он.

В режиме видеомоста из Астрахани вице-президент ОСК Евгений Загородний произвел монтаж закладной доски на стенку пассажирского судна класса "река-море", спроектированного в версии "плавучая гостиница" с балконами и бассейном. Суда аналогичного класса не строились более 60 лет. "Надеюсь, что это первый, не только не последний, но успешный шаг в строительстве целой серии, - оценил президент. - Не сомневаюсь, что серия эта будет востребована и послужит реальному возрождению пассажирских перевозок по рекам, развитию внутреннего и въездного туризма".

Текст публикуется в авторской редакции и может отличаться от вышедшего в номере "РГ"

Официально

Президент поручил утвердить "дорожную карту" по созданию информационно-аналитической системы мониторинга и контроля в сфере закупок лекарств.

Также глава государства указал доработать единый реестр проверок, ввести ответственность за невнесение в него информации и подготовить предложения по поправкам, предусматривающим согласование с прокуратурой ряда внеплановых проверок. Еще Владимир Путин поручил рассмотреть вопрос о разработке ФЦП по реализации государственной молодежной политики.

Работа власти Волгоград Президент Юг России