Во-первых, законодатели уточнили наименования некоторых видов гражданского оружия, составных частей, механизмов и боеприпасов, их предназначение и правила оборота, что важно при выдаче лицензии на владение и применение.
И, во-вторых, лицензировать теперь будут не в полиции, а в Нацгвардии, что тоже должно быть отражено в инструкции.
Казалось бы, речь идет о чисто косметических изменениях - подобных поправок с 1993 года, когда появился закон, было внесено полсотни.
Но собеседники корреспондента "Российской газеты" в спецслужбах и правоохранительных органах считают, что могут появиться ужесточения в правилах регистрации короткоствольного оружия. Более того, уже не раз звучали и предложения вообще запретить так называемую травматику.
Кстати, о терминах: официального понятия "травматический пистолет" уже не существует. Есть - цитируем - "огнестрельное оружие ограниченного поражения (пистолет, револьвер, огнестрельное бесствольное устройство отечественного производства) с патронами травматического действия, патронами газового действия и патронами светозвукового действия". Именно так должно быть записано в документе, разрешающем хранение и ношение пистолета, стреляющего резиновыми пулями. При этом его нельзя путать с пневматическим или газовым пистолетами - для них прописаны отдельные статьи. Хотя, опять же, боеприпасы во многом схожи. В общем, схема идентификации коротких стволов усложнена.
Не исключено, что появятся новые пункты в условиях самой регистрации. Вернее, перерегистрации.
Гражданин, получающий впервые разрешение на приобретение гражданского огнестрельного оружия, помимо медицинских справок и справки от участкового, обязан сдать теоретический и практический экзамены - продемонстрировать знания оружейного законодательства и навыки владения своим оружием. Но если охотник, купивший свое первое в жизни ружье, для продления разрешения на его владение спустя пять лет предъявляет только справки, то обладатель травматического пистолета обязан вновь сдавать экзамены. И так - каждый раз. Ожидается, что условия экзаменов будут усложняться.
Связано это с известием, что готовится предложение о разрешении на приобретение, хранение и ношение пяти - а не трех, как сейчас, - единиц травматического оружия. И это в то время, когда в полиции уже вызрело мнение, что оборот травматического оружия среди населения надо запретить или, как минимум, остановить его продажу. Ведь подавляющее число преступлений и просто нарушений, связанных с применением огнестрельного оружия, произошло с участием именно таких вот резинострелов. Сработала психология: официально объявлено, что из этого пистолета убить нельзя, только ранить. Отсюда и стрельба в дорожных, семейных и соседских "разборках", салюты на свадьбах и прочих праздниках, даже хулиганская пальба в прохожих и проезжающие машины. И, что самое опасное, применение травматических пистолетов в разбойных нападениях. Полицейская статистика пестрит криминальной цифирью - сотни случаев в месяц по всем регионам. Бандиты, с одной стороны, пользуются абсолютной схожестью такого пистолета с его боевым аналогом. С другой стороны, они надеются, что никого не убьют, значит, если их задержат, то статья за убийство им не "светит". Удобно!
Но есть и третья сторона - травматические пистолеты не сложно переделать в боевые, чем и пользуются профессиональные киллеры. Стоит такое оружие дешевле оригинала, не числится ни в каких базах данных, тем более - полицейских пулегильзотеках. Никакая экспертиза не поймет, из чего застрелили человека, - не с чем сравнивать. Кстати, то, что это оружие не такого уж и "ограниченного поражения", уже не раз доказывалось практикой. У всех "травматов" калибры от 6 до 9 миллиметров, диаметр однограммовой пули - примерно 10 миллиметров, дульная энергия всего этого оружейного "семейства" - не более 91 Джоуля. Поэтому останавливающее действие такого пистолета, которое должно быть главным и единственным его свойством, сочетается и с неплохими пробивными возможностями. Такая пуля, особенно с близкого расстояния, вполне может пробить одежду и тело человека. К сожалению, подавляющее большинство владельцев даже не подозревают о таких свойствах собственного оружия, ведь в инструкциях об этом умалчивается. Смертельных случаев - десятки. Видимо, инструкция для подразделений лицензионно-разрешительной работы в новой редакции и станет еще одним шагом к запрету травматики. Еще одним - потому что есть информация о готовящемся законопроекте о такой вот кардинальной мере. Однако тогда возникнет провал в средствах самообороны - вряд ли граждане удовольствуются газовыми баллончиками и электрошокерами. Не выйдут ли вновь на "арену" лоббисты боевых пистолетов, предлагающих продавать короткоствольное нарезное оружие на тех же условиях, что и охотничьи ружья и карабины?
А такое исключать нельзя. Еще каких-то четверть века назад в Советском Союзе обычный обыватель мог владеть на законных основаниях только одним видом оружия: охотничьим гладкоствольным ружьем. Варьировались только модели - одностволка, двустволка, горизонталка, вертикалка, пятизарядка. Все. Не продавались даже пневматические винтовки, из которых стреляли в тире. Наличие же нарезного карабина или винтовки, если ты не охотник-промысловик, считалось уголовным преступлением. Сейчас же в иных личных арсеналах - даже армейские образцы, в том числе зарубежные, с минимальными переделками.
Тем более был под строжайшим запретом пистолет, пусть травматический и даже пневматический. Никто даже представить не мог, что будет позволено почти свободно купить такую вещь. Теперь же пневматика пылится на прилавках, любую модель можно заиметь без всяких разрешений - был бы паспорт. Так почему бы, считают лоббисты, не пойти дальше, к боевым пистолетам? Психологически созрели уже и обыватели, и некоторые законодатели. Резко против правоохранители. Они резонно считают, что тогда число жертв дорожных, бытовых, тем более криминальных, разборок резко возрастет.