Евгений Васильевич, ваши первые впечатления от финала и от турнира в целом?
Евгений Трефилов: Я очень счастлив, что мы победили. Очень счастлив за своих девушек. Но еще до конца не ощущаю эту победу. Но это потом придет.
Это ваш первый титул на Олимпиаде. Он важнее четырех побед на чемпионатах мира?
Евгений Трефилов: Олимпийские игры - одно из самых больших достижений. Чемпионат мира проходит каждые два года, а Олимпиада - через четыре. И она для каждого человека - самое наивысшее достижение. Вы посмотрите, когда спортсмены съезжаются в олимпийскую деревню, что там творится. Все хотят победить. А в концовке кто-то победил, кто-то нет, но общее настроение очень хорошее. И я бы очень хотел, чтобы Олимпиада оставалась тем местом, где мы бы просто соревновались. Потому что Олимпийские игры - очень демократичные соревнования.
Как настраивали команду на финальный матч?
Евгений Трефилов: Собрание у нас было короткое. Девушки понимали, что для них значит эта последняя игра.
Было видно, что с первых минут вы гнали команду в контратаки. Это была изначальная тактика?
Евгений Трефилов: Франция - не самый слабый соперник. Девушки очень крепкие физически, по сравнению с моей командой, которая миниатюрная на их фоне. Поэтому можно было их только обогнать. Если ты маленький, нужно убегать.
Можете сравнить первый матч с Францией на групповом этапе и финал?
Евгений Трефилов: Я не могу сравнить, потому что они просто непохожи.
Была опасность, что вы вообще не сможете участвовать в Олимпиаде из-за допингового скандала. Это как-то нервировало перед Олимпиадой?
Евгений Трефилов: Нам не стоило бояться допинга, потому что у меня девушки достаточно чистые в этом отношении. Мы не применяем никаких средств. Много работаем - это да. Но это не допинг. Могу сказать, что в российском женском гандболе было всего два допинговых случая за все время. Один раз сделали укол в колено девочке, и не внесли это в протокол. А другая все время хотела похудеть. Больше я таких случаев не знаю у девушек.
В российском гандболе был кризис. Что этот титул означает для вашего вида спорта в целом?
Евгений Трефилов: Я надеюсь, что он поможет поднять гандбол в стране, что появятся дети, которым будет интересно в него играть. Ну а в мужском гандболе кризис есть, и он продолжается, к сожалению.
За 20 лет многое изменилось. А вы изменили свой стиль как тренер? Ведь не секрет, что вы - довольно жесткий наставник.
Евгений Трефилов: Все меняется, ребята. Вся жизнь меняется.
Леонид Федун как-то сказал, что вклад тренера в победу не больше 10 процентов. 85 процентов - это подбор игроков, а еще пять - удача. А в гандболе какие пропорции?
Евгений Трефилов: В процентном отношении должно быть 10 процентов таланта, а 90 - работа. Теперь по поводу футбола. Вот этот, который сказал - мы поэтому в футбол так и играем. Поменять тренера - это не то, что поменять тапочки. Приходят эти новые русские и думают, что если вместо русской портянки они наденут долларовую, то ноги сами побегут. Это самое плохое. А то каждый раз приводят то Капелло, то Гуса. У нас в России есть тренеры, у нас чемпионат мира на носу. А мы возимся до сих пор, никак не найдем.
Сколько еще вы планируете тренировать?
Евгений Трефилов: Многих тренеров с работы вперед ногами выносят. Сколько смогу, сколько здоровья хватит, столько и буду работать. Были периоды, когда я не был тренером, но все равно меня тянуло сюда. Ну а напоследок я хотел бы поблагодарить всех собравшихся. Спасибо Бразилии за организацию, она очень хорошая.
Олимпиада 2016. Гандбол. Матч Франция – Россия