Но в первую очередь, как рассказали "Российской газете" в ведомстве, необходимо пересчитать суда и составить их реестр. А это довольно трудоемкая и затратная работа.
Сколько барж и прогулочных катеров скопилось на реках, сказать даже приблизительно сейчас сложно. Их может быть тысячи, говорят эксперты. Морские акватории рядом с портами худо-бедно чистят, например, не так давно подняли ряд судов рядом с островом Русский. А вот на реках ситуация уже критическая.
Отжившие свой век суда в России действительно затапливают. Слишком уж дорого доставать их из воды и перевозить на завод, где их примут в качестве груды цветного металла. Это обойдется хозяину примерно в полмиллиона рублей. Лучше уж бесплатно похоронить судно на дне, тем более что штрафов за это никаких не предусмотрено.
По Кодексу торгового мореплавания РФ, хозяин судна обязан убрать его из воды по требованию капитана морского порта только в том случае, если оно создает угрозу безопасности мореплавания или причиняет ущерб морской среде (например, загрязняет) либо препятствует рыболовству.
Если собственник не известен или не установлен, то портовые власти имеют право сами убрать морской хлам, пояснили "РГ" в департаменте государственной политики в области морского и речного транспорта Минтранса России.
Затонувшие плавучие объекты представляют угрозу безопасности мореплавания, отметил капитан первого ранга в отставке Николай Колосков, ведь они не обозначены на картах. И если мель можно обойти, то баржу, которая затонула много лет назад, заметить сложно. Сколько уже раз корабли "садились" или цепляли днищем этот подводный мусор!
Как выяснилось, полностью очистить реки будет не так-то и просто. На Волге работает всего три специализированных крана по поднятию судов, да и то построенных несколько десятков лет назад, отметил Колосков. На реках Сибири и Дальнего Востока поднимать затонувшие посудины вообще нечем, констатировал он. Производство такого оборудования можно наладить в Севастополе, но на это уйдет много драгоценного времени.
С тем, что эту проблему надо срочно решать, согласен и министр транспорта РФ Максим Соколов. Но все упирается в финансирование. И здесь без госпрограммы, в которой будут гарантированно прописаны средства на подъем судов, не обойтись, считает он. Однако не стоит ждать, что она начнет действовать уже в следующем году, так как деньги в бюджете надо еще изыскать.
Он не исключил, что к реализации программы можно будет подойти комплексно - очистить не только реки, но и берега. Как это сейчас происходит в Арктике и районах Крайнего Севера.