Еще часть экспертов считает, что закручивание гаек неизбежно приведет к переделу рынка. Небольшие компании уйдут, а оставшиеся "монстры" смогут диктовать цены на услуги.
Новый регламент, который вводится с первого сентября, не сильно бьет по карманам владельцев автошкол и концептуально не отличается от сегодняшнего, говорит председатель правления НП "Гильдия автошкол России" Сергей Лобарев. Водительский тест по-прежнему будет состоять из трех этапов: теоретического экзамена, а также двух экзаменов по навыкам вождения, на учебной площадке и в городских условиях. Однако есть и весьма существенные изменения.
- В теоретической части останется 20 вопросов, на них по-прежнему дается 20 минут. Теперь допускается две ошибки, но за каждую ошибку вам придется ответить на пять дополнительных вопросов. И вот это нужно сделать безукоризненно, - говорит эксперт. - Также появится большое количество новых вопросов, которых сейчас нет в экзаменационных билетах. Поэтому тем, кто попадет на сдачу экзамена в переходный период, лучше посмотреть их сегодня на сайтах крупнейших автошкол страны.
Самые большие изменения коснутся экзаменов на закрытой площадке: теперь будет не три упражнения, как раньше, а пять. Причем на время - две минуты на каждое задание. В списке возможных упражнений: повороты на 90 градусов, "змейка" (она станет проще, чем при сегодняшних требованиях), движение и маневрирование задним ходом, въезд в бокс задним ходом, парковка транспортного средства и выезд с парковки, парковка для погрузки-разгрузки, на погрузочной эстакаде, остановка для безопасной посадки-высадки пассажиров, остановка и начало движения на подъеме и разворот в ограниченном пространстве. При тестах в городских условиях будущий водитель получает один, три или пять штрафных баллов за каждую ошибку. Экзамен не сдан, если набрано пять штрафных баллов.
- Новые реформы - продолжение государственной политики в области безопасности дорожного движения, - поясняет глава всероссийского общественного движения "Я езжу по правилам", автоинструктор из Новошахтинска Олег Стречень. - Власти стараются таким образом снизить аварийность среди начинающих водителей.
Ровно два года назад, в августе 2014 года, в России прошел первый этап реформы, были ужесточены требования к автошколам. Например, их обязали иметь автодромы площадью не менее 0,24 гектара, на котором должны быть светофор, дорожные знаки, "зебра" и перекресток. В классах необходимы интерактивные доски, а в программе обучения появилась обязательная новая дисциплина - психология вождения. Эти требования оказались невыполнимыми как минимум для каждой четвертой автошколы в ЮФО и СКФО (хотя некоторые из них не закрылись, продолжают работать незаконно, говорят эксперты).
Есть регионы, которые не соблюли правила реформы. Это Дагестан, Ингушетия, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия и Крым. Но и в других южных регионах ситуация не многим лучше. Например, как сообщил "РГ" в частной беседе высокопоставленный сотрудник донского управления ГИБДД, в Ростовской области только две автошколы сегодня полностью удовлетворяют государственным требованиям. Одна из них находится в Ростове-на-Дону, вторая - в Волгодонске.
- Выполнить все крайне сложно. Особенно это касается больших городов, где земля стоит дорого. 0,24 гектара - это 2,4 тысячи квадратных метров. Обзавестись таким участком могут позволить себе единицы. Реально же это не сделал практически никто, - говорит Олег Стречень. - Ужесточение требований должно было привести к переделу рынка. Эксперты говорили о неизбежном поглощении небольших автошкол огромными межрегиональными структурами. Но этого не произошло. Как мне кажется, на местах все-таки закрывают глаза на легкие правонарушения, так как выполнить их фактически невозможно.
Сами бизнесмены - владельцы автошкол пока крайне скупы на комментарии. "Требования к картодромам мы выполнили почти на 100 процентов. Да, есть небольшие отклонения, но они некритичны. Как принимать экзамены по новым правилам, еще не знаем, будем разбираться по ходу дела", - таков типичный ответ опрошенных предпринимателей. Впрочем, владелец небольшой ростовской автошколы на условиях анонимности рассказал, что рынок в любом случае ждут большие изменения, и они будут не на пользу потребителям.
- Мелкие компании закроются. Останутся крупные, у которых больший запас прочности. Мы, например, тоже думаем сворачивать этот вид бизнеса. Сейчас модернизируем площадку и обновляем автопарк. Но это скорее для того, чтобы выгоднее продать бизнес крупным игрокам, - признался коммерсант. - Коррупция в этой сфере хотя и снизилась, но в целом никуда не делась. Если сегодня вам автошкола предлагает пройти курс обучения за 15 - 17 тысяч рублей, знайте: на выходе с вас точно потребуют еще как минимум столько же денег за "решение вопросов с экзаменом". При этом многие бизнесмены отметили, что нужно ужесточать требования не к автошколам, а к приему экзаменов. Пока их, как и раньше, контролирует Госавтоинспекция, существенных изменений не будет.