Суть новых требований заключается в том, что все нефтеналивные суда теперь обязательно должны быть оснащены двойными бортами и вторым дном. Делать это нужно в целях экологической безопасности. Из такого танкера, даже если он получит пробоину, топливо не выльется в реку или море.
- Мы сегодня спустили на воду только два таких судна, а необходимо до 2018 года переоборудовать 66. Сделать это не получится, - отметил руководитель республики.
Флот приводят в соответствие с требованиями нового техрегламента на Жатайском судоремонтно-судостроительном заводе, который сам нуждается в модернизации. Большая часть оборудования в его цехах была установлена в 70-х годах прошлого века и давно устарела. Реконструкция завода обойдется в 5,7 миллиарда рублей, из них 4,1 миллиарда выделят в рамках федеральной программы развития Арктики. С финансированием вопросов не возникает - по крайней мере, пока. Но вот завершение модернизации предприятия запланировано на 2020 год. Получается, что осуществлять реновацию наливного флота придется на старых мощностях. Причем работы осложнятся тем, что параллельно будет идти реконструкция самого предприятия.
Чтобы судоремонтники не попали в эту "вилку", Егор Борисов попросил сроки переоборудования флота продлить до 2022 года, а модернизацию завода ускорить.
- Мы с минпромторгом и минэкономразвития РФ начали этот инвестиционный проект. Просим, чтобы он был реализован быстро для решения задач, поставленных новым техническим регламентом, - сказал он.
Пока неясными остаются и источники финансирования работ по реновации теплоходов. Из республиканского бюджета на эти цели выделено 550 миллионов рублей. Их хватит на приведение в порядок только десяти танкеров - это седьмая часть нуждающегося в переоборудовании флота. А финансовое состояние судоходных компаний позволяет проводить лишь обычный ежегодный ремонт плавсредств при подготовке к навигационному периоду.
Денег и заводских мощностей пока не хватает даже на переделку к установленному сроку нефтеналивных судов класса "река-море". Между тем новый техрегламент требует, чтобы вторым дном были оборудованы и чисто речные теплоходы грузоподъемностью до 600 тонн. На якутских реках таких - около сорока. Как считают в правительстве республики, говорить об их реновации в создавшихся условиях бессмысленно. Егор Борисов предложил вообще отменить данное требование в отношении подобных плавсредств.
Пока эти просьбы остаются без ответа. Вопросы слишком сложные для того, чтобы ждать мгновенной реакции. Новый техрегламент - это даже не внутрироссийское дело, а требование международной конвенции по предотвращению загрязнения морей нефтепродуктами.
Проблема не стояла бы так остро, если бы речной флот в Якутии регулярно обновлялся по мере старения. Однако с перестроечных времен на это не было денег, и в итоге средний возраст судов перевалил за 30 лет. Многие давно выработали ресурс и требуют не реновации, а замены. Сотни из них ежегодно выбывают из строя, и эти потери ничем не компенсируются. В региональном минтрансе подсчитали, что до 2035 года предприятиям отрасли потребуется более 350 новых плавсредств.
Между тем
Якутия испытывает проблемы не только с грузовым флотом - не хватает и современных пассажирских судов. По оценке республиканского центра стратегических исследований, перевозки людей, если не считать паромные переправы, здесь осуществляют всего 18 теплоходов, в том числе 15 скоростных. И это при том, что речным транспортом пользуется 350 тысяч человек (треть населения республики), а протяженность социально значимых маршрутов составляет 7,4 тысячи километров. Самый короткий из них - 209 километров.
Правительство региона разработало концепцию развития пассажирских перевозок водным транспортом, но без техники на ней далеко не уплывешь. Нужны новые скоростные суда, которые в стране не строят. Пока местные власти выкручиваются за счет закупки небольших катеров для самых нуждающихся улусов, однако глобальным решением проблемы это не назовешь.