Предшественником Су-25 был самый массовый самолет Второй мировой войны, штурмовик Ил-2. Бронированный корпус позволял ему бомбить немецкие танки, не обращая внимания на огонь зенитной артиллерии. Фронтовой опыт учли при создании Су-25. Новый штурмовик предназначался для "глобального противостояния" армий Варшавского договора и НАТО, поэтому в него была заложена возможность лететь низко и медленно, наблюдая за происходящим на поле боя и высматривая цели.
Для дальнобойных ракетных систем НАТО "Грач" был неуязвим, но зенитные пушки и пулеметы полкового звена вполне его доставали. Поэтому фюзеляж Су-25 напоминает бронированную ванну: толщина титановой защиты вокруг кабины достигает 35 миллиметров, броней прикрыты топливные баки и органы управления. Последние, кстати, дублированы, разнесены по разным бортам и прикрыты менее важными узлами. Пилот защищен от обстрела из любого ствольного оружия калибром до 12,7 мм, а по наиболее опасным направлениям - и до 30 мм.
В результате за богатую боевую карьеру Су-25 выживали после весьма серьезных повреждений, пишет NI. Американским аналогом "Грача" является А-10 Thunderbolt II, который предполагается снять с вооружения в 2022 году. Российский же штурмовик, напротив, переживает серьезную модернизацию. Современная версия самолета получила спутниковую навигацию и систему наведения. Обновилась электроника: у пилота есть индикация на лобовом стекле, появилась система предупреждения о радиолокационном облучении. Су-25 научился применять управляемые ракеты Р-73 класса "воздух-воздух" с лазерным наведением и корректируемые авиабомбы.
Широкий ассортимент используемых боеприпасов - второе достоинство штурмовика. На 10 точках подвески он может нести до 4,4 тонны бомб и ракет, в носу спрятана двуствольная 30-миллиметровая пушка. Головки самонаведения применяемых самолетом высокоточных ракет Х-25 и Х-29 настроены на волну самолетного прицела, подсвечивающего цель лазерным лучом, поэтому сбить ракету с боевого курса невозможно. Изображение с камеры ГСН транслируется в кабину пилота.
Су-25 участвовали в великом множестве вооруженных конфликтов: от постсоветского пространства до Конго, - везде выходя из них победителями. Это подтвердил и недавний опыт боевого применения штурмовиков в Сирии, где "Грачи" выполнили основную часть работы по поражению объектов террористов, совершив около 1600 боевых вылетов.
Восхищаться высокими показателями МиГ-29 или F-22 занимательно, однако не столь эффектные Cу-25 оказали намного большее влияние на множество конфликтов, резюмирует The National Interest.
Штурмовик Су-25