Однако даже проект этого документа вызвал шквал критики. Орловцы составили петицию с требованием не утверждать новую схему движения без согласования с ними. Чиновники их мнение проигнорировали и теперь пожинают горькие плоды. Количество легальных автобусов на улицах областного центра сократилось на 110 единиц. А на исключенных из схемы маршрутах появились "нелегалы" - перевозчики, работающие без договоров с мэрией.
Для жителей не было бы разницы, тариф у всех одинаковый, если бы не одно "но": нелегалы отказываются перевозить пассажиров по льготным социальным проездным билетам. Конфликты между пожилыми людьми и водителями стали обычным делом. Лишь спустя две недели после вступления в силу новых правил власти пошли на попятную. Мэрия создала рабочую группу, задачей которой стал… сбор предложений и замечаний от горожан.
Создай такой орган администрация до утверждения новой схемы, глядишь, страсти и не вспыхнули бы. Впрочем, горожан это не успокоило, и они стали жаловаться в обладминистрацию. Там было созвано экстренное совещание "по вопросам транспортного обслуживания", на которое пригласили перевозчиков. По его итогам областное правительство призвало администрацию Орла разработать новую схему, которая устроила бы всех.
"У нас давно не было такого количества жалоб на перевозчиков, - признался губернатор Вадим Потомский. - Составили такие маршруты, что люди не понимают, куда едут. Появилась масса пересадок!" Он напомнил и о том, что тариф на проезд в общественном транспорте был поднят с 12 до 16 рублей. Перевозчики взамен обещали повысить качество обслуживания.
Однако ничего не изменилось. Не помогают и профилактические рейды. Штрафы владельцев маршруток не пугают. Административные дела рассматривают суды, которые, как правило, более чем на три тысячи рублей нарушителей не штрафуют. Эта сумма сопоставима с дневной выручкой на не самом прибыльном маршруте.
Еще одна проблема - обновление подвижного состава. Состояние многих автобусов признано неудовлетворительным. Помимо этого, на маршрутах продолжают работать машины с несертифицированным газовым оборудованием. Дело в том, что с нынешнего года изменился регламент установки и обслуживания газового оборудования. Раньше перевод автобусов с бензина на газ не считался "внесением технологических изменений в конструкцию транспортного средства". Процесс был бесконтрольным, что опасно, так как эксплуатация газобалонного оборудования (ГБО) требует навыков и аккуратности. По новому регламенту установкой должны заниматься сертифицированные центры. Далее на основании экспертизы и выданных центром документов ГИБДД решает, можно ли эксплуатировать переделанные маршрутки.
Перевозчикам дали время на оформление сертификатов. Первую проверку полиция провела в апреле. Большинство водителей новые требования проигнорировали. За неделю им тогда выписали свыше 150 штрафов, а 25 автобусов сняли с маршрутов. Постепенно ситуация стабилизировалась. Пусть и неохотно, но перевозчики приобретают сертификаты на эксплуатацию ГБО. Впрочем, горожан больше волнует, вернут ли им удобные маршруты.