01.09.2016 07:00
Экономика

Стройотряды Сибири столкнулись с острой транспортной проблемой

Текст:  Светлана Сибина (Омск)
Российская газета - Экономика Сибири: №195 (7063)
В этом году 230 тысяч российских студентов работали повсюду, от Крыма до строек Дальнего Востока и Крайнего Севера. А вот добирались они до мест назначения с огромным трудом.
Читать на сайте RG.RU

Билетов нет

В связи с закрытием турецкого и египетского направлений российские туристы ринулись осваивать отечественные курорты. Перевозчики к сезону подготовились. Например, железные дороги на месяц раньше обычного запросили массовый выход студентов-проводников на работу. Сейчас этот отряд обеспечивает более четырнадцати процентов объема летних пассажирских перевозок. Но спрос побил рекорды.

- Поезда с июня по сентябрь были забиты под завязку, даже купейные вагоны. Железнодорожники по максимуму увеличили составы, использовали все технические возможности депо. Но, похоже, отправить к местам отдыха удалось далеко не всех желающих, - констатирует комиссар проводников Российских студенческих отрядов (РСО) Роман Борщевский.

Как студенты из России делают приложения для глобальной аудитории

Особенности необычного лета ощутили в полной мере и сами бойцы. К началу трудовых каникул билеты на прямые авиарейсы до Сахалина оказались полностью выкуплены. Из 160 омичей 42 добирались до места назначения транзитными самолетами, остальные - с пересадками, по железной дороге и на автобусах. В Крым студентам тоже пришлось добираться с приключениями, едва ли не автостопом. Иных вариантов просто не было. Уехать обратно по окончании работ оказалось еще сложнее. Например, в Новороссийске ребята четверо суток пропадали на вокзалах, чтобы купить билет домой.

Шкаф без скелета

Тем не менее студенческие комиссары отмечают, что трудовой сезон сложился удачно. В последнее время на стройках стали серьезно отслеживать нелегалов. Между тем потребность в рабочих низкой квалификации остается довольно ощутимой. К тому же большое количество объектов возводят по линии министерств обороны и транспорта, где к уровню безопасности предъявляют высокие требования. Взрослые труженики низкой квалификации, как правило, имеют скелеты в шкафу (судимость, алкоголизм, хронические заболевания). На стройки Роскосмоса, Росатома, минобороны и "Газпрома" таких не берут. И у бойцов РСО, которые всем этим не страдают, по сути, нет конкурентов.

- Поэтому в нынешнем году мы практически не потеряли объемов в строительстве. Только из Омска на ответственные государственные объекты отправилась тысяча бойцов, - сообщил корреспонденту "РГ" руководитель штаба студенческих отрядов Сибирского федерального округа Алексей Потейко.

А вот в родном городе, где по случаю 300-летнего юбилея развернулись масштабные работы, омским стройотрядам места не нашлось. Вузы могли бы использовать студенческий труд в ремонте корпусов, однако почему-то этого не делают. Возможно, одна из причин - в том, что сотрудничество РСО предполагает официальные отношения, без теневых и конвертных схем. Впрочем, с одним из вузов - Омским университетом путей сообщения - студенческий штаб активно взаимодействует, и, судя по всему, эта практика продолжится. "Ребята, сложившие стену своими руками, никогда ее не разрисуют и другим не позволят", - философски резюмируют в ректорате.

Попали в яблочко

Если прежде студенты активно возводили олимпийские объекты в Сочи, то теперь стоят Крымский мост и обекты на другой части черноморского побережья. Впрочем, потребность в рабочих руках испытывают не только на стройках. Например, заметно пополнил свои ряды сводный сервисный отряд, который этим летом обслуживал ялтинских туристов. Студенты трудились официантами, горничными, помощниками поваров в гостиницах и кафе, работали озеленителями, расписывали корпуса санаториев. Впервые за помощью к стройотрядовцам обратилась "Крымская фруктовая компания", которая задействовала на своих виноградных, ореховых и яблочных плантациях за смену до 600 студентов. И в перспективе потребность в них будет расти. С соответствующим запросом в штаб РСО уже обратились представители других заготовительных компаний полуострова.

Новый импульс развития получил еще один сельскохозяйственный отряд, который собирает урожай на плодово-ягодных плантациях Алтайского края. Здесь уже налажены прочные связи с профильным вузом и хозяйствами. За полевую страду студенты в среднем зарабатывают по 25 тысяч рублей. А вот другие регионы этим пока похвастать не могут.

Выйти из-за стола

Успехи успехами, однако в сфере РСО накопилось немало проблем, которые самостоятельно, без участия власти, стройотряды решить не в состоянии. Одна из них - социальная незащищенность отдельных студентов, которых государство поддерживает пенсиями и выплатами, но только до тех пор, пока они не получают зарплату. И неважно, что трудовой семестр для студентов - явление временное и тоже, по сути, является социальной поддержкой. Ребята лишаются выплат даже в рамках учебной практики в РСО. И это противоречит здравому смыслу, - отмечают в руководстве Российских стройотрядов.

Еще одна проблема - к месту назначения бойцам приходится добираться за свой счет. Пока льготы на перелет для них существуют только по маршруту "Москва - Владивосток". А по остальным направлениям их нет, как нет и на железной дороге. Проезд в плацкарте, который во время каникул стоит дороже, чем в самолете, ощутимо бьет по карману. И это - тоже тема для законодателей и монополистов.

Оставляет желать лучшего и ситуация в сфере педагогических отрядов.

- Дело в том, что в настоящее время этот рынок никак не регулируется, поскольку профессии "вожатый" не существует в принципе. И пока она не появится в государственном реестре, задача качественной подготовки специалистов, которую перед ССО ставит министерство образования РФ, вряд ли будет полностью решена, - поясняет Алексей Потейко. - Мы уже не первый год поднимаем этот важный вопрос, однако до сих пор он обсуждается только на уровне круглого стола.

Сибирские стройотряды поедут на Восточный и Плесецк

Штабисты уверены, что время решать эти проблемы на высшем уровне настало давно. К этому подталкивают и новые образовательные стандарты, предусматривающие так называемый компетентностный поход, который, помимо базовых вузовских знаний, предполагает создание условий для того, чтобы молодые специалисты получали опыт организации труда, общения и выстраивания деловых отношений. По словам командиров РСО, сделать это довольно просто - отправить будущего юриста, экономиста или инженера в стройотряд. Практика того же проводника или вожатого, работа в иной команде, даст ему такой набор компетенций, что лучше не придумаешь.

Сейчас, когда создается российское движение школьников, самые опытные бойцы сразу оказались востребованными и пошли на повышение. Сибирские отделения возглавили бывшие кураторы вожатского движения. К тому же за последние годы РСО стала уже не просто общественной организацией, а структурой, имеющей опыт работы в десятке отраслей экономики, серьезно занимающейся подготовкой кадров, отвечающей за безопасность, охрану труда, нацеленной на повышение качества работы. Поэтому кадры, выросшие в отряде, государству и бизнесу могут очень пригодиться. В свое время бойцовки ССО носили Владимир Путин, Валентина Матвиенко, Александр Хлопонин, Геннадий Зюганов, Сергей Лавров, Леонид Якубович и многие другие. Современная стройотрядовская молодежь - это тот самый кадровый резерв, который приходит им на смену.

Занятость Омская область Сибирь