О том, что все это значит и как между собой связано, мы попытались выяснить у продюсера фильма Аси Темниковой и режиссера, обладателя приза ММКФ за лучшую режиссуру ("Дзифт", 2008) Явора Гырдева.
Ася Темникова
Есть некоторые основания полагать и даже опасаться, что "Икария" - это очередная подростковая антиутопическая фантастика.
Ася Темникова: Я слышу скепсис в вашем вопросе. Почему это плохо?
Хотя бы потому, что волна популярности подростковой кинофантастики схлынула. Сначала последние "Голодные игры" заработали меньше предыдущих, а два последних релиза в этом жанре - "5-я волна" и третий "Дивергент" - вообще с треском провалились.
Ася Темникова: Может, просто фильмы плохие. Один очень известный и очень уважаемый всеми продюсер сказал такую вещь: если кто-то поймет, что правит умами 12-летних, этот человек станет самым богатым в мире. Кино - прибыльный бизнес, когда продюсер угадывает интересы целевой аудитории. Целевая аудитория - это молодежь, которая приходит в кино и готова платить за это деньги. С возрастом это желание уменьшается. Для меня как для продюсера было бы удачей и успехом, если бы наш фильм попал в целевую аудиторию. Этого не только нельзя стесняться, этим можно гордиться.
Фото со съемок фантастического фильма "Икария"Дело-то не в аудитории, а в самих проектах, в их содержании.
Ася Темникова: Если относиться к кино как к бизнесу, - а любой бизнес строится по принципу "минимум вложений, максимум выгоды" - то фильм, заработавший деньги, это безусловно успешный проект, даже если он пришелся кому-то не по вкусу.
То есть "Икария" рассчитана на широкий круг зрителей?
Ася Темникова: Мы ориентируемся на широкий прокат.
Но при этом вы взяли режиссера, который до этого снял лишь один фильм - восемь лет назад. И это был крайне мрачный нуар "Дзифт". Чем обусловлен такой выбор?
Ася Темникова: У нас получилась интернациональная команда: режиссер - болгарин, оператор - польского происхождения американец, концепт-дизайнер тоже живет в Америке. Сначала я всех искала в России, очень долго, но тщетно. Кому-то показалось, что не его жанр, не его тема, у кого-то была занятость на этот период, кто-то вызвал сомнения у нашей продюсерской команды в том, что он справится с задачей и так далее. А потом Саша Новин предложил Явора.
Явор, конечно, "родом" из театра, но вектор его карьеры направлен в сторону кино. Например, у него есть театральный проект, полностью построенный на кино-технологии motion capture, называется "Квартет". Думаю, нам очень повезло, что мы сумели его заполучить, пройдет еще несколько лет, и такой возможности может уже не быть. Я уверена, что его ждет блестящая карьера. Вообще я очень довольна тем, как сложилась творческая команда на нашем проекте. С режиссером мы точно угадали, так же, как с оператором и концепт-дизайнером.
А с саундтреком?
Ася Темникова: С саундтреком тоже все хорошо. Мартин Жак, фронтмен британской группы The Tiger LilIies, будет писать музыку к фильму. Кстати, весь коллектив в полном составе принял участие в съемках фильма, снялись в роли "музыкальной группы", которая открывает и закрывает телешоу. Для этих сцен мы разработали полноценные клипы, которые войдут в фильм.
Фото со съемок фантастического фильма "Икария"А почему The Tiger Lillies, как они вообще сюда попали?
Ася Темникова: Просто очень талантливые люди. Это было предложение Явора.
У них есть свой определенный стиль, как он вписывается в проект?
Ася Темникова: Будет полный ребрендинг их стиля. Запланированы совместные промоакции, собираемся выпустить специальный диск "Икария" с музыкой к нашему фильму. Многие треки, кстати, уже написаны, и это будет совершенно не похоже на то, что Tiger Lillies делали раньше.
Я слышал, что во время съемок на Мальте они играли с бычьими масками на головах, в шарах для зорбинга.
Ася Темникова: Да, съемка велась в карьере, причем действующем, с громадными самосвалами и прочей соответствующей техникой. Музыканты должны были стоять на ковше огромного бульдозера, к ним прицепили тросы, соединенные с высоким краном. Ковш поднимался, одновременно мы их тянули за тросы вверх. В кино будет ощущение, что они поднимаются на этом ковше. Потом они довольно высоко взлетали, было страшновато смотреть. А второй клип мы снимали на воде - засовывали музыкантов с бычьими головами в шары для зорбинга и пускали в море.
Фото со съемок фантастического фильма "Икария"Мальта ведь в кадре должна изображать другой остров - Крит?
Ася Темникова: Да.
Значит, музыканты с бычьими головами - не иначе как отсылка к минотавру.
Ася Темникова: Так и есть. Образы и символы минойской цивилизации прослеживаются в фильме довольно ясно в декорациях и костюмах.
Значит, антиутопия связана с древнегреческой мифологией.
Ася Темникова: Верно. В первую очередь - с мифом об Икаре и Дедале. Участники телеигры должны повторить полет Икара - по легенде он начал свое путешествие с Крита, из Минойского дворца, и разбился на острове Икария. Расстояние, которое он якобы пролетел - 276 километров. Проделать такой путь на одних воздушных потоках почти нереально, но, как объясняют наши эксперты в фильме, в принципе, при идеальных условиях, возможно.
Как много компьютерной графики задействуется для этих полетов и вообще?
Ася Темникова: Графики, конечно, будет много. Но мы старались держать баланс и не злоупотреблять ей, чтобы не потерять ощущение реалистичности. Поэтому у нас много трюковых съемок с участием "живых" актеров с крыльями. Крылья - очень сложный реквизит. Было потрачено немало сил, времени и денег, чтобы создать эти летательные аппараты с характеристиками, действительно позволяющими на них летать. Разумеется, если использовать дорогие технологичные материалы для их изготовления. У нас же они сделаны из материалов попроще, так что полетать на них не получится, но внешне все выглядит так, как надо.
Фото со съемок фантастического фильма "Икария"Я знаю, что на Мальте произошла неприятная и опасная история с вертолетом. Что все могло закончиться очень печально.
Ася Темникова: Да, история имела место. Дело в том, что на Мальте нет вертолетов. Прекрасный остров, отличные условия для киношников, туда приглашают снимать, правительство выплачивает ребейты в 20%, но есть странное обстоятельство: вертолетов там нет. Поэтому вертолет к нам прилетел из Сицилии. Пилот - итальянец, веселый такой. Мы ему сказали, что низко опускаться не надо, потому что это карьер, следовательно, в нем много пыли, песка и камней. Необходимо просто пролететь над ним на большой высоте.
Но он не знает английского, и то ли не понял, то ли решил продемонстрировать свое мастерство - в общем, те, кто находился в карьере, попали в настоящий ад. Вертолет трижды пролетал над съемочной площадкой, поднимая огромные разрушительные смерчи из песка и пыли, а кричать по рации оказалось бесполезно, потому что на том конце никто ничего не слышал. Слава богу, камни не обрушились, и никто не пострадал, но техника отказала, пришлось долго все продувать и чистить от песка и пыли.
Явор Гырдев
Фото со съемок фантастического фильма "Икария"Ваш первый и единственный на данный момент фильм вышел 8 лет назад. Почему такой большой перерыв? Вы были сосредоточены на театре или просто предложений не было подходящих?
Явор Гырдев: Я, конечно, был занят театром, но в то же время мне поступало большое количество предложений. Проблема в том, что все проекты, к которым меня хотели привлечь, имели проблемы с финансами.
Ваш дебют, "Дзифт" трудно назвать зрительским кино. Почему вдруг решили удариться в молодежную фантастику?
Явор Гырдев: Я все-таки предпочитаю термин "антиутопия", потому что хотя наша история происходит в будущем, основная наша тема - бессмертие. Причем бессмертие в буквальном смысле.
В буквальном смысле - значит, в человеческом теле, безо всяких переносов сознания в машину.
Явор Гырдев: Да, у нас действие происходит в 2027 году, это некий переходный период, когда технологическая сингулярность еще не достигнута, но все к тому идет. И в этот момент появляется феномен своеобразного каннибализма - охоты за телами. Задумка отчасти навеяна новостями о том, как российскому программисту собираются пересадить тело. На основе этого мы вообразили, что в недалеком будущем проводится телевизионная игра, где главный приз - возможность легально иметь себе доноров тел и продлевать с помощью них себе жизнь, чтобы дотянуть до того момента, когда станет возможным перенесения сознания в машину. А тела предоставляют, соответственно, те, кто проиграл. При этом параллельно в придуманном нами мире существуют как люди, одобряющие сложившиеся взгляды на донорство, это телешоу и вытекающие отсюда перспективы, так и категорически несогласные.
Фото со съемок фантастического фильма "Икария"И при чем здесь древнегреческая мифология?
Явор Гырдев: Если я расскажу, это будет спойлер. Потому что по чистому жанру "Икария" - это триллер, и та реальность, о которой мы говорили, постепенно открывается зрителю. Есть некий апокрифический миф об Икаре. Один из наших героев, Казимир - его играет Игорь Миркурбанов, - базируясь на этом мифе, построил свою идеологию. Он чем-то похож на Генриха Шлимана, у которого был персональный интерес к Илиаде, Одиссее, он много читал Гомера и задался целью найти Трою. И нашел. Так и у нашего Казимира. Его страсть - найти останки Икара, которые по легенде должны быть где-то на острове, который сейчас называется Икария.
Фото со съемок фантастического фильма "Икария"Наверное, очень немного существует произведений, в которых бы сочетались фантастика и древнегреческая мифология. Навскидку можно назвать роман Роджера Желязны "Этот бессмертный".
Явор Гырдев: А о чем там?
Постапокалипсис, пришельцы.
Явор Гырдев: Нет, у нас не постапокалипсис, у нас в мире вот-вот наступит сингулярность, и все нормально, ничего ему не грозит.
Если бы было все нормально, это бы не называлось антиутопией.
Явор Гырдев: Аспект антиутопии, пожалуй, в том, что принято где-то на уровне общественного сознания. Ведь некоторые вещи, которые сейчас нам кажутся неприемлемыми, шокирующими, лет через 10-15 вполне могут стать обыденными. И довольно часто так и получается.
Фото со съемок фантастического фильма "Икария"