Напомним: выпускники школ в декабре напишут сочинение, которое станет допуском к ЕГЭ. Сам список тем - закрытый. В день проведения сочинения регионы получат конверты или файлы с пятью темами по разным направлениям. Школьник может выбрать любую. Полярные понятия, использованные при формулировке тем, помогут ученикам расширить список литературы, на которую можно опираться. "Такое сопоставление сподвигает ученика сделать собственный выбор, проявить свою позицию и аргументировать", - подчеркнула председатель Совета Наталия Солженицына.
По требованию Федерального института педагогических измерений (ФИПИ), объем сочинения должен быть не меньше 350 слов. Как говорят педагоги, самое слабое место нынешних школьников - аргументация. Многие начинают просто пересказывать текст. Четко проявляется клиповое мышление. "В памяти оседает кусок, эпизод и начинается игра с ним - поверхностная и вольная", - рассказал член Общественной палаты, преподаватель русского языка и литературы Роман Дощинский.
- Я не думаю, что ребятам из нашей школы будет трудно написать сочинение по этим направлениям, но есть и те, кому это будет очень сложно, - замечает преподаватель литературы одного из лучших лицеев Москвы 1535, лауреат премии президента Галина Черных.
К сожалению, литература не самый популярный предмет у школьников. В прошлом учебном году ЕГЭ по литературе выбрали всего около 8 процентов выпускников - 45 тысяч, в 2015 таких было чуть больше 33 тысяч. Значит, они читали классику и серьезно готовились к письменной творческой работе. А остальные спрашивают учителя: сколько аргументов надо привести в тексте, чтобы получить "зачет"?
Галина Черных не спешит их осуждать.
- Ученики пишут сочинение не только по литературе, но и по обществознанию, по русскому языку, - говорит она. - Требования везде разные. Школьнику психологически трудно переключиться. Современные дети, хотим мы этого или нет, живут внутри системы: нажал кнопку, попал сюда, нажал другую - продвинулся еще... Но отказываться от сочинения по литературе ни в коем случае нельзя. Литература - один из немногих предметов о человеке. Именно в ней есть та самая духовность, о которой мы сейчас много говорим. Только сочинение приглашает пообщаться и поспорить с Толстым или Достоевским.
Кстати, на своих уроках Галина Алексеевна разрешает пользоваться электронными книгами, но только формата А-4. А вот смартфоны, телефоны категорически запрещены. Как и раньше, за сочинение в школах будут ставить зачет или незачет. Но министр образования и науки Ольга Васильева пообещала, что в перспективе оцениваться сочинение будет по пятибалльной системе.
Как раскрывать тему?
"Разум и чувство". Понятия могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности. Герои произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.
"Честь и бесчестие". В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия.
"Победа и поражение". Направление позволяет размышлять о победе и поражении в разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском, психологическом. Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, ее причинами и результатами.
"Опыт и ошибки". Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических.
"Дружба и вражда". Направление нацеливает на рассуждение о ценности дружбы, о путях достижения взаимопонимания между людьми и даже целыми народами, а также об истоках и последствиях вражды между ними.
Ошибки из школьных сочинений на ЕГЭ-2016
"Чацкого опустили на так называемое своего рода дна";
"Илья Ильич находится в запущении";
"Штольц пытался вывести Обломова из зоны комфорта";
"Жизнь Обломова приобрела новый смысл и покрылась новыми красками";
"Проводя параллель между поэтом и кинжалом, автор очень незаметно говорит о теме поэта и поэзии";
"Теперь кинжал бесхозный";
"Перекладывая ответственность со своих плеч на шкаф, Гаев не думает о том, что от него зависит то, какими будут его потомки".
По данным "Левада-центра", 68 процентов опрошенных считает, что школам надо обращать больше внимания на преподавание русского языка. Математика на втором месте - за нее проголосовало 53 процента. Чуть более 30 процентов голосов получили история и литература, а иностранный язык - 27 процентов. Далее идут информатика и программирование, физика с химией и биологией, физическая культура, уроки труда и география.При этом многие опрошенные считают необходимыми занятия по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию детей и уроки начальной военной подготовки.