Максим Станиславович, среди писем, которые прислали читатели "РГ", есть и такое, что начинается с вопроса в лоб: "Почему вы так плохо относитесь к москвичам? Понимаете ли вы, что изменения, инициируемые вашим департаментом, нравятся не всем?" Что скажете в ответ?
Максим Ликсутов: Я люблю Москву больше любого другого города мира. В рамках своих полномочий и ответственности стараюсь делать все для того, чтобы жизнь в городе становилась лучше и комфортнее. Да, я понимаю, что политика правительства Москвы устраивает не всех, но у нас нет другого выбора. Ежедневно по Москве перемещается на транспорте порядка 17 млн человек: 7 млн - наземным транспортом, 8,5 млн - на метро, около миллиона - приезжают на электричках, столько же - на автобусах и только 3,5 млн - едут на своих машинах. Поэтому у нас, как и во всем мире, приоритеты выстроены так: на первом месте - пешеходы, затем пассажиры общественного транспорта и только потом - личные автомобили. Если не создавать выделенные полосы, не обновлять подвижной состав, не строить новые качественные остановки с зарядками и Интернетом, не ремонтировать инфраструктуру метро, мы никогда не получим качественного городского транспорта, которому можно доверять. Если же этого не произойдет и горожане вернутся за руль, то все улучшения, произошедшие в Москве за последние годы, просто окажутся перечеркнуты.
Тем не менее не перебор ли это, спрашивают наши читатели. Для пешеходов на Тверской сделали такие тротуары, что на танках можно ездить, а дорогу заузили так, что тот же общественный транспорт не проедет...
Максим Ликсутов: Во-первых, меньше полос на Тверской не стало. Что изменилось? На ряде участков, например, при повороте с Моховой полосы были слишком широкие, а потом, на Тверской, сужались. Поэтому часть пространства, чтобы убрать "бутылочное горлышко", отдали пешеходам. Да, в рамках ГОСТа мы несколько уменьшили ширину полос. Благодаря этому дорога теперь загружена равномерно, движение нормализовалось и стало возможно пустить на четверть больше автобусов. Кроме того, появилось несколько мест под стоянки такси. Что касается тротуаров, то везде, где появляется качественная пешеходная среда, сразу же появляются люди. В прошлом году, например, предрекали конец Малой Бронной из-за того, что там убрали часть парковок. Говорили, что теперь туда никто не сможет доехать, а значит, весь бизнес там умрет. И что? Никто не умер, людей стало больше, а нарушений ПДД и эвакуаций - в разы меньше.
Парковаться на Тверской смогут только такси?
Максим Ликсутов: Да, стоянок для личного транспорта не предусмотрено. Но стоять там есть где - часть многоэтажных парковок на Тверской не заполнена даже в пиковые часы.
Имеет ли смысл в центр ехать на такси? Они не застрянут наравне со всеми в пробках, хотя власти обещали таксистов пустить на выделенные полосы? Владельцы таксомоторных компаний жалуются, что штрафы им все равно приходят.
Максим Ликсутов: Таксистам, получившим разрешение в столице, штрафы не должны приходить. У нас подписан регламент взаимоотношений с УГИБДД по Москве, которая выписывает штрафы за выезд на полосу, предназначенную для движения общественного транспорта, и мы нашу базу легальных таксистов им передаем. Проблема существует у таксистов Московской области - они передали не все свои данные в УГИБДД по Московской области. Поэтому в Подмосковье такие штрафы уходят. Очень надеюсь, что в ближайшее время эта проблема решится. Мы готовы оказать полное содействие.
А когда наведут порядок с такси в аэропортах, где водители берут с пассажиров втридорога? Совсем немного осталось до чемпионата мира по футболу, который будет принимать и Москва. Но у нас по-прежнему нельзя уехать на такси без предварительного заказа по вменяемым ценам ни из одного московского аэропорта.
Максим Ликсутов: Внуково - аэропорт, который находится на территории города, с ним работа налажена. Мы подписали соглашение о взаимодействии в ходе Чемпионата мира и Кубка конфедераций. Уверен, что коллеги на его территории смогут к этому времени организовать и единую очередь, и решить все существующие вопросы. Администрация аэропорта попросила помочь им с выделением дополнительных земельных участков для того, чтобы организовать у них специальный накопитель для такси, чтобы они не стояли вокруг аэропорта, как сейчас, на дорогах. Это будет стоянка для очереди, подъезжающей к перрону. То есть для пассажиров в зале может быть организована электронная очередь - взял талончик и водителю, стоящему в очереди, приходит сообщение, через 5-7 минут он подъезжает. Мы готовы оказать ей любую помощь от правительства Москвы. Например, эвакуация - мы оттуда регулярно вывозим машины, инспекторы МАДИ. Служба безопасности аэропорта взяла на вооружение наше приложение "Помощник Москвы", и мы уже отправили через них несколько тысяч штрафов за грубые нарушения правил стоянки и остановки людям, которые бросают машины как попало. Так что там порядок будет.
Что касается Шереметьево и Домодедово, расположенных на территории Московской области, то правительство региона тоже над этим работает. Мы постоянно обмениваемся информацией на этот счет. Приглашаем представителей аэропортов на все совещания. Они уверяют: проблему видим, понимаем, как она отражается на нашем имидже и на качестве обслуживания пассажиров. Не дело, что какие-то люди в Домодедово пристают к прилетевшим, пытаются схватить сумку и посадить человека в такси непонятного статуса. Надеюсь, что и Домодедово и Шереметьево с этим наконец-то покончат.
Вернемся к общественному транспорту. Как объяснить, исходя из озвученных приоритетов, отношение дептранса к пассажирам автобусов? В рамках реформирования наземного транспорта в городе исчезли маршрутки, и теперь Интернет переполнен жалобами...
Максим Ликсутов: Реформа наземного транспорта была необходима городу. Автопарк частных перевозчиков требовал обновления - пассажиров перевозили на устаревшем, а часто и просто неисправном транспорте, без кондиционеров, с непрофессиональными водителями. До реформы на одном и том же маршруте могло работать несколько перевозчиков. Самые популярные направления обслуживал Мосгортранс и еще несколько частных компаний. Естественно, каждая из них боролась за пассажиров. В итоге маршрутки подъезжали к остановкам, подрезая друг друга, на высокой скорости опасно маневрировали на дороге, некоторые умудрялись объезжать "пробки" по дворам. По нашим данным, автобусы "частников" попадали в аварии в 2,5 раза чаще, чем Мосгортранс.
"Деловой завтрак" с Максимом ЛиксутовымЧастные перевозчики работали на 481 маршруте, но уникальными из них было только 142. Остальные дублировали рейсы Мосгортранса и других частников. Сейчас мы перераспределили перевозчиков таким образом, что на одном маршруте работает только один перевозчик. И неважно, частная это компания или ГУП "Мосгортранс", на качество сервиса это никак не влияет. Перевозчик должен иметь достаточный парк, чтобы справляться с пассажиропотоком на своем маршруте. Количество автобусов просчитали заранее, но если появятся обращения пассажиров, мы готовы скорректировать ситуацию: добавить транспорта на перегруженные маршруты, изменить трассу движения, решить вопрос с дополнительными остановками.
За четыре месяца москвичи получили абсолютно новый парк из 2000 комфортабельных автобусов. Льготники теперь ездят на любом общественном транспорте по соцкартам. Остальные пассажиры экономят на оплате проезда, пользуясь "длинными" проездными, записанными на "Тройку". Но надо учесть и то, что пассажиры меняют свои привычки медленно. Если человек годами садится в маршрутку на определенной остановке, то ему нужно время, чтобы внутренне согласиться, что появившиеся новые возможности лучше. Поэтому возле станций метро с наибольшим пассажиропотоком мы поставили обученных людей, которые помогают москвичам сориентироваться, найти остановку и нужный маршрут. Они будут работать, пока есть потребность в информировании.
Мы создаем комфортную маршрутную сеть и готовы к диалогу. Все предложения пассажиров анализируем и удачные идут в работу. В течение суток можем оперативно принять решения о вводе новой остановки или изменения трассы маршрута.
В Москве теперь действительно сложно встретить старый автобус - Мосгортранс тоже поменял свой парк еще пару лет назад, чего не скажешь, к сожалению, о трамваях и автобусах. На прошлой неделе наконец-то объявили конкурс на поставку 300 трамвайных вагонов в течение трех лет. Этого хватит, чтобы обновить парк?
Максим Ликсутов: Да, каждый год будем получать по 100 трамваев, по комфорту они будут такими же, как те, что Москва закупила несколько лет назад - они уже ходят на севере и северо-западе Москвы. Этого хватит для обновления парка примерно на 70%.
Троллейбусные провода убрали с Тверской, чтобы не портили облик города, а почему нельзя это же сделать с трамвайными рельсами хотя бы в центре, на Лесной? Вот, например, в Цюрихе, Мюнхене рельсов не видно, идешь, не спотыкаешься, и трамвая не слышно...
Максим Ликсутов: У нас были планы пустить по Лесной совсем другие трамваи, которые не шумят, низкопольные и комфортные, но, к сожалению, производитель, с которым был заключен контракт, подвел и поставил только половину - 60 вагонов из обещанных. Трамваи со следующей закупки обязательно пойдут в центр. Под них мы готовим совсем другую инфраструктуру и прежде всего бесстыковой путь, на котором не будет ни скрипа, ни стука, которыми "славятся" наши вагоны. Но в отличие от Цюриха, мы стараемся рельсы наоборот отделить - в одном трамвае легко помещается пассажиров столько же, сколько в двух с половиной автобусах. Если трамвай снять, то все водители поедут на машинах и тогда по Лесной улице уже больше никто никуда не проедет.
Когда поменяют рельсы на бесшумные по всей Москве? Трамваи под окнами не только на Лесной проходят...
Максим Ликсутов: У нас огромная программа реконструкции трамвайных путей. Есть и желание сделать все и сразу, но приходится учитывать и другие потребности города. Например, в реконструкции вылетных магистралей. Значит, надо находить баланс, как не парализовать движение вообще на дорогах. К этому Дню города заканчивается реконструкция путей на Варшавском шоссе. В следующем году мы планируем сделать примерно 40 км путей, в том числе - Лесную улицу. Есть и планы по восстановлению трамвайного кольца на площади Тверской заставы.
Там же тогда вообще все встанет - сейчас-то уже не проехать...
Максим Ликсутов: Проблема в том, что кроме как на метро, с Белорусского вокзала уехать ни на чем практически невозможно: наземного транспорта нет, до всего надо долго идти по лестницам и переходам. Пассажиры, которые приезжают на электричках, Аэроэкспрессе, поездах дальнего следования вынуждены ехать на подземке, а обе станции "Белорусская" и радиальная, и кольцевая перегружены. Поэтому ищем возможность вернуть трамвай на площадь Тверской заставы. Хуже для водителей не будет, потому что трамвай поедет на ту же светофорную фазу, что есть и сейчас, рельсы "утопим" в асфальте, чтобы водители не тормозили перед ними. Благодаря этому у тысяч пассажиров появится дополнительная возможность уехать на другой конец города.
Когда же к Белорусскому вокзалу сможет приехать трамвай?
Максим Ликсутов: Возможно, в следующем году. Сейчас прорабатывается проект, как сделать трамвайное кольцо, сквер и вернуть памятник Горькому.
Жаль, конечно, что москвичам еще терпеть и терпеть стройку почти в центре Москвы, тем более на злополучной площади Тверской заставы, судьбу которой столичные власти все никак не решат. Ведь от ремонтов еще и в метро, они уже подустали. Нам пришло несколько однотипных писем: "Зачем в метро постоянно перекрывают движение?" А другие добавляют: "При советской власти такого не было"... Насколько необходимы эти "окна"? Почему тридцать лет назад их не было? Тогда и народу в Москве было поменьше, а сейчас получается, что линии в центре по выходным разорваны?
Максим Ликсутов: При советской власти мы все, в том числе и московское метро, были немного моложе. Безопасность и надежность работы метрополитена - наш основной приоритет. Поэтому приходится периодически закрывать часть станций. Первые "окна" длились по два дня, сейчас мы их сократили до одного и перенесли на воскресенье, когда пассажиров - минимум. Но за этот день успеваем сделать столько, сколько раньше делали за 3,5 месяца в ночные "окна", когда напряжение снимают на несколько часов. На каждом перегоне работают по 1200-1300 человек: меняют рельсы, контактный рельс, шпалы, элементы конструкции, системы безопасности, банально отмываем эскалаторы, сами станции. В этом году запланировано 20 "окон", 11 уже прошли. Понимаем, что неудобно для москвичей, но неудобство связано только со стремлением организовать работу метрополитена максимально четко, надежно, безопасно. Благодаря этим ремонтам мы смогли уже добавить поезда в час пик и увеличить число пассажирских мест на ряде загруженных линий почти на 150 тысяч в сутки.
Закончатся эти "окна" когда-нибудь, как дома кончается ремонт?
Максим Ликсутов: Работы в московском метро будут продолжаться, постепенно мы постараемся, чтобы неудобства, с ними связанные, стали минимальными.
Очень трудно в это поверить! Некоторые разобранные переходы в метро стоят безо всяких изменений больше года. Сколько еще людям страдать? Взять станцию метро Тушинская - год уже перекрыта, а ведь там железнодорожная и автобусная станции, половина северо-запада области туда приезжает. В "Новогиреево", пишут читатели, забор поставили 14 декабря 2014 года, на "Савеловской" третий год копают...
Максим Ликсутов: На "Савеловской" строят новую линию метро, переход закрыт из-за этого, по-другому не получается. Что касается остальных переходов - к сожалению, это не быстрый процесс. Некоторые станции не ремонтировали по 60-70 лет. Если их совсем закрыть, то ремонт можно сделать быстро, а если они работают, то ремонтировать можно только ночью, как и стройматериалы завозить. К сожалению, подвели и некоторые подрядчики, которые не справились со своим объемом работ. Метрополитен не оставит это безнаказанным, но время-то никак не вернуть! Могу сказать, что 60 станций почти готовы, ко Дню города постараемся все основные станции полностью закончить.
Вторую половину станций метро тоже будете ремонтировать, как объявляли раннее?
Максим Ликсутов: Вторая часть проектируется. Как только документы будут готовы, объявим конкурсы с очень жесткими требованиями к подрядчикам, срокам и финансовой ответственности, чтобы у участников конкурса даже мыслей не было о возможности задержки в работе. Учтем все проблемы, с которыми столкнулись на первом этапе. Конкурсы могут быть объявлены в этом году, сроки работ спланируем отдельно.
Этим летом в метро стало полегче дышать благодаря поездам с кондиционерами и тем, что воду раздаете... Тем не менее в жару все же было душновато, особенно на старых станциях. Возможно ли эту проблему в будущем кардинально решить?
Максим Ликсутов: Кардинально нет - из-за особенностей строительства, особенно старых станций в центре города, системы кондиционирования установить невозможно технически. Но вот уже пять лет у нас идет программа по реконструкции вентиляционных шахт, которые изначально работали на естественной вытяжке, а сейчас ставим туда огромные вентиляторы, которые подают дополнительную циркуляцию воздуха на станциях. То есть скопившийся жаркий воздух принудительно выгоняем наружу, а вечером, когда становится прохладнее "закачиваем" свежий. Это позволяет снизить температуру на станции до пяти градусов. Еще одна вещь, которая себя неплохо показала - летние решетчатые двери, чтобы станция лучше проветривалась ночью. Ну и, как вы знаете, уже несколько лет раздаем в жаркие дни воду. Плюс за каждой станцией закреплена бригада скорой помощи, которая дежурит там в жару. За все это лето лишь только одной пассажирке - пожилой женщине стало плохо, еще рядом с вестибюлем. Ей сразу же оказали помощь.
Еще один грандиозный ремонт, о котором говорят уже несколько лет, должен вот-вот начаться на Филевской линии. Движение закроете? Что ждет пассажиров?
Максим Ликсутов: Мы рассматривали несколько вариантов, в том числе с полным снятием движения. Но мэр Москвы в итоге принял решение, что движение прекращаться не должно. Путевая инфраструктура там в относительно хорошем состоянии, самые большие проблемы - на станциях. Ветка открытая, строили ее во времена Хрущева, на материалах экономили. Станции будем закрывать поочередно, в шахматном порядке.
Например, на некоторых станциях поезда, следующие из центра в сторону области, не будут производить посадку и высадку пассажиров. На других - из области в центр. То есть, если нужно доехать до своей станции, а нужная платформа закрыта, надо будет добраться до соседней станции, пересесть там и вернуться, только уже на противоположную платформу.
Работы начнем осенью этого года, закончить должны к ноябрю-декабрю 2017-го, чуть больше, чем за год.