За четверть века Рига и Вильнюс не смогли узаконить морскую границу между собой. Начиная с 1991 года, политики обоих государств то и дело пытались прийти к согласию по ряду спорных моментов в договоре о границе. Но каждый раз безуспешно. На протяжении последних лет разговор на тему границы не поднимался совсем. Но этим летом Латвия решила предпринять еще одну попытку.
"Пятнадцатого июня 2016 года латвийское правительство обновило латвийскую рабочую группу. Она готова продолжить переговоры с Литвой", - сообщили в МИД Латвии. Литовская сторона пока не дала ответ на инициативу Риги.
СМИ тем временем назвали свою версию того, что мешает Латвии и Литве договориться о морской границе. Проблема заключения договора о морской границе между Литвой и Латвией остается нерешенной из-за разногласий соседних государств по вопросу о потенциальных нефтяных залежах в Балтийском море.
Осенью 1993 года в латвийскую печать попала информация о переговорах рабочей группы латвийского правительства с компаниями Amoco (США) и Opab (Швеция) о нефтяном месторождении под кодовым названием E-24, расположенном на участке шельфа Балтийского моря. Литва тут же заявила о своих претензиях на данный участок. А Латвия в мае 1995 года официально предложила Вильнюсу проложить границу по "средней линии" по параллели 55 градусов 58 минут 30 секунд северной широты. При таком раскладе весь участок шельфа, на котором находится предполагаемое месторождение нефти, вошел бы в экономическую зону Латвии. Разумеется, литовцы отклонили невыгодное для себя предложение.
После этого Латвия начала хитрить. Как сообщает издание "Бизнес и Балтия", в конце 1995 года был заключен договор между правительством Латвии и международным консорциумом Amoco/ Opab о проведении исследований и добычу нефти. Латвии, согласно условиям лицензионного договора, в случае нахождения нефти отходило 10 процентов добычи. При этом весь риск и необходимые затраты на исследовательские работы и бурение скважин брали на себя иностранные компании. "В качестве основных условий вступления в силу договора сторонами были установлены: ратификация соглашения в Сейме Латвии и урегулирование пограничных отношений между Латвией и Литвой. Срок решения вышеупомянутых проблем стороны договора установили следующий: до 31 октября 1996 года", - отмечает издание.
Однако в конечном счете хитрые маневры Риги дорого ей обошлись. МИД Литвы отправил в Латвию гневную ноту. В документе было объявлено, что литовская сторона отказывается от всех ранее достигнутых договоренностей с Латвией и придерживается только ранее занимаемой позиции, согласно которой морская граница должна проходить по прямой линии от сухопутной границы двух стран к точке соприкосновения с экономической зоной Швеции.
Как отмечают эксперты, новая попытка Латвии вновь начать переговоры о морской границе вряд ли приведет к некому положительному результату, так как сторонам так и не удалось прийти к соглашению о том, как делить нефть на месторождении Е-24. Однако латвийские журналисты не исключают, что новая рабочая группа, созданная в правительстве Латвии, может разработать некое компромиссное решение для преодоления спорных моментов. Ведь как в Литве, так и в Латвии хотят, наконец, добраться до нефти в Балтийском море.
Между тем
Литва в 2008 году перекрыла поставки своих нефтепродуктов для перевалки в латвийский порт Вентспилс. Литовцы начали "ремонт" железной дороги на участке Реньге-Мажейкяй, что сделало невозможным их транспортировку через латвийские порты. "Ремонт", несмотря на все требования латвийской стороны его ускорить, проводится и по сей день.