06.09.2016 14:11
Экономика

Почему легализация трудовых отношений в Саратове не помогла бюджету

Почему легализация трудовых отношений происходит в основном на бумаге
Текст:  Андрей Куликов (Саратов)
Российская газета - Экономика Поволжья: №199 (7067)
В саратовской области счет легализованных работников идет на десятки тысяч человек ежегодно, однако бюджетный эффект от этих мероприятий невелик. В причинах сложившейся ситуации разбирался корреспондент "РГ".
Читать на сайте RG.RU

С начала года государственная инспекция труда (ГИТ) по региону выявила использование труда неоформленных работников на двухстах предприятиях. К административной ответственности привлекли 40 юридических и 309 должностных лиц. Одной из наказанных стала владелица шиномонтажки в Саратове Наталья.

Сайт мэрии Екатеринбурга начал принимать жалобы на "серые" зарплаты

- У меня легальное предприятие, плачу налоги, но наш бизнес сезонный, интенсивно мы работаем два месяца в году - весной и осенью, отсюда большая текучка кадров, - рассказывает предпринимательница. - Все это я объясняла представителям трудовой инспекции, но их ничего не интересовало. Хотя правонарушение было совершено впервые, штрафы назначили по максимуму: 18 тысяч рублей на должностное лицо, 95 тысяч - на юридическое.

Суд, куда обратилась предпринимательница, снизил размер штрафов до минимальных 5 и 50 тысяч рублей. В ГИТ, в свою очередь, утверждают, что подобные случаи редкость и цель работников ведомства - защита трудовых прав, а не сбор штрафов.

По данным ведомства, с начала года в результате проведенных проверок удалось легализовать более 600 саратовцев, работавших без оформления трудовых отношений. Однако по данным областного министерства занятости, труда и миграции, число легализованных гораздо больше, в прошлом году из тени было выведено 15 тысяч рабочих мест, а в этом - уже 21,6 тысячи. Как объясняют чиновники, это произошло в результате проводимой профилактической работы, приглашения предпринимателей на муниципальные межведомственные комиссии, после чего они добровольно оформили трудовые отношения со своими сотрудниками.

Однако на главный вопрос, сколько работодателей, легализовавших своих сотрудников, продолжает экономическую деятельность, окончательного ответа, как выяснилось, нет.

- Вместе с Пенсионным фондом и налоговой инспекцией стараемся создать общую базу данных. Мы не идеализируем ситуацию, понимаем, что многие предприниматели легализуются вынужденно и потом опять уходят в неформальную занятость, - говорит министр занятости, труда и миграции Саратовской области Наталья Соколова.

Казалось бы, легализация десятков тысяч саратовцев за последнее время должна была привести к росту поступлений в бюджет от налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Однако если в среднем по стране рост поступлений от НДФЛ составил в текущем году около 10 процентов, в Саратовской области - всего полтора. Примерно такая же ситуация и со страховыми взносами в Пенсионный фонд России (ПФР). При общем объеме доходов ПФР по региону за прошлый год в 36 миллиардов рублей нынешняя прибавка за счет легализованных работников на 8 миллионов не выглядит значительной.

- Как правило, при легализации устанавливается минимальная зарплата, к тому же много случаев, когда трудовой договор заключается формально, предприниматель может перечислять страховые взносы месяц-другой, а потом перестать платить, - объясняет начальник отдела организации взаимодействия со страхователями и взыскания задолженности ПФР по региону Светлана Лукашова.

Топилин: Минтруд нашел против теневой занятости еще одно мощное "оружие"

В свою очередь, представители бизнес-сообщества считают, что борьба с теневой экономикой свелась в основном к ужесточению контроля за легальными предприятиями. Хотя введено ограничение на проведение плановых проверок, это не избавило предпринимателей от внеплановых визитов, количество которых только выросло.

По данным областной прокуратуры, с начала года контролирующие органы допустили около 2 тысяч нарушений при проверках предпринимателей. При этом для проверки тех, кто работает в тени, у госорганов зачастую не хватает желания и полномочий. Например, налоговая инспекция может проверять только зарегистрированных предпринимателей. Карательные меры тоже не работают, поскольку штраф за незаконное предпринимательство составляет всего от 500 до 2 тысяч рублей.

В министерстве экономического развития области один из путей вывода бизнеса из тени видят в использовании предпринимателями льготных налоговых спецрежимов, в частности налоговых каникул и патентной системы.

Действительно, число предпринимателей, покупающих патенты, за последние годы выросло в несколько раз. Если в 2013-м было выдано 183 патента, с начала нынешнего - уже 730. Однако если учесть, что в Саратовской области работает 86 тысяч представителей малого и среднего бизнеса, это все равно капля в море.

С 1 января текущего года в Саратове была также установлена нулевая ставка для начинающих предпринимателей, использующих патентную систему и оказывающих бытовые услуги населению. Однако пока льготой воспользовалось всего 8 человек. По мнению экспертов, мелких предпринимателей, которые занимаются ремонтом машин в гаражах или какой-то надомной работой, привлечь в легальный бизнес по-прежнему нечем.

Налоги Зарплата Саратов Средняя Волга