11.09.2016 18:28
Общество

Церковь: России пойдет на пользу День трезвости

России пойдет на пользу День трезвости, считают в церкви
Текст:  Настасья Брицына Елена Яковлева
Российская газета - Федеральный выпуск: №204 (7072)
В России становится заметной тенденция к снижению употребления алкоголя. Речь об этом шла на пресс-конференции, посвященной Дню трезвости, уже второй год празднуемому 11 сентября по инициативе Русской православной церкви.
Читать на сайте RG.RU

По словам директора НИИ наркологии Федерального центра им. Сербского Минздрава России Татьяны Клименко, в 2009 году официальная цифра потребления алкоголя в России равнялась 18 литрам абсолютного алкоголя на человека, а в 2015 году этот показатель снизился до 13,5 - 14 литров.

Проблема остается, но берется под контроль, считает она. Однако позитивные результаты, по ее словам, касаются в основном крупных городов. В деревнях и маленьких городах дела обстоят хуже.

Церковь продолжает открывать центры помощи алкоголезависимым по всей стране.

- Если бы мне кто-то в мои 17 лет сказал, что я, молодой, амбициозный, перспективный парень, буду заниматься алкоголиками и наркоманами, я бы обиделся, - говорит священник Покровского собора Красноярска Родион Петриков. - Но, как говорил Бродский, не язык - орудие поэта, а поэт - орудие языка. А Довлатов считал, что не он выбрал литературу, а литература выбрала его. Вот и меня выбрало дело борьбы с алкоголизмом.

Отец Родион занимается с пьяницами и алкоголиками уже 8 лет, сначала как психолог, услышавший при крещении от священника "А нам нужна твоя помощь", потом как диакон и около года как священник.

Количество прошедших сквозь его усилия насчитывает несколько сотен. Процент реабилитации - примерно 50.

Ученые нашли одно из главных отличий алкоголиков от трезвенников

Удивительный случай произошел с ним в самом начале, когда он взялся по одной из только что освоенных им методик помогать человеку, который не хотел избавляться от пьянства. Пациенту Владимиру было 70 лет, а отцу Родиону немногим за 30. Как психолог он скептически отнесся к возможности исправления в такие годы. Делал все для проформы, без капли веры в результат. А он возник и держится уже 5 лет. Теперь отец Родион ездит в гости к 75-летнему трезвеннику в соседнюю Иркутскую область.

Отец Родион считает, что проблема поддается при многофакторном воздействии. Нужны и медицинская помощь (комплексы витаминов), и психологическая (формирование критики своего поведения и мотивации к трезвости), и социальная (помочь найти работу), и духовная (исповедаться и причащаться).

Очень важно, по его мнению, чтобы люди любили трезвость. Чтобы она воспринималась ими не как тюрьма, в которую ты попадаешь для сохранения мира с социумом - уставшими от пьянки родственниками и работодателями. Этого мало, подчеркивает отец Родион, надо искать личностный смысл - осуществление мечты и т.п. "Чтобы, как у Достоевского, азарт творца оказался сильнее азарта игромана", - говорит он.

Как особо чудесный случай рассказывает об истории своей помощницы Натальи. Пившая с детства и около 10 лет, однажды она от безнадежности пришла в храм, и на выходе ее настигло чувство уверенности, что тяги к алкоголю у нее больше нет. Это чувство оказалось верным: Наталья уже давно "коллега" о. Родиона в деле помощи алкоголезависимым.

Екатерина Савостьянова, психолог и ведущая групп трезвости с 8-летним стажем, начала свои занятия в одной из первых церковных общин трезвости при Никольском храме в селе Ромашково Одинцовского района. Собиравшиеся при храме пьющие люди в основном разговаривали. В чем-то это напоминало "Анонимных алкоголиков", только без жесткого расписания "шагов" и фиксированных правил. По следам этого общения, на основе реальных историй написана довольно популярная сегодня книга "Вразуми меня и буду жить". Лечение словом, диалогом, разговором давало стойкие ремиссии - количество бросивших пить (устойчивой считается трезвость, держащаяся 2 года) одно время, по ее словам, доходило до очень высокого показателя - трех четвертей.

Патриарх Кирилл призвал верующих отказаться от алкоголя

Самым запомнившимся примером для нее стал опыт двух подруг - Татьяны и Варвары. Две молоденькие девочки, пьющие сильно, ежедневно и по одинаковой схеме, оставляли впечатление, что ничего с ними сделать нельзя. Но одна верила, что остановиться можно, а другая - нет. В графе "воздержание" в журнале у обеих долго стояли ноли. И вот у Варвары появился 1. Она не пила один день. Потом неделю. Потом месяц. Со срывами и сложностями она выкарабкалась. Сейчас Варвара учится в Богословском институте.

В церкви сегодня действует несколько десятков центров борьбы за трезвость. Но на учете у наркологов продолжают состоять 2 миллиона человек. И светскому обществу еще нужно осознавать важность этой проблемы и усилий по ее преодолению.

- В медицине есть такое понятие - анозогнозия, когда больной отрицает наличие у него болезни. Больной алкоголизмом и у смертного одра может доказывать, что его убивает что угодно, но не собственное пьянство, - говорит руководитель Координационного центра по противодействию алкоголизму и утверждению трезвости Синодального отдела по благотворительности Московского патриархата Валерий Доронкин. - Но, наверное, и общество может страдать анозогнозией, психологи ее еще называют синдромом отрицания. Мы склонны считать свое алкогольное поведение нормальным и допустимым. Нам кажется, что проблемы у кого-то другого, но только не у нас.

По мнению Татьяны Клименко, сегодня алкоголь нужно удалять из национальных брендов и символов, переставать считать его неотъемлемой национальной чертой и воспитывать у людей "другие формы поведения". Для этого нужно развивать "альтернативные формы досуга", "учить людей веселиться, отдыхать и получать удовольствие, будучи трезвым".

Праздники также стоит перестать ассоциировать с выпивкой. Идея Дня трезвости - праздник без алкоголя. "Пьянеть" можно и без вина, от внутренней радости, считает известный опытом помощи алкоголезависимым протоиерей Григорий Григорьев, заслуженный врач России.

Религия