- Все очень просто: делаете в земле хирургические проколы, потом разогреваете "чулок" и варите газопровод, - рассказывают корреспонденту "РГ" о своей работе операторы "Феникса". Так называется современная система санации газопроводов, используемая в Москве. Представим на секунду, что в крупном районе мегаполиса внезапно порвалась магистраль. Длительных раскопок и шумного долбежа виброустановок не будет. На место ЧП прибывает машина, на которой установлена бобина с тем самым "чулком" - что-то вроде пожарного рукава. Именно его спецтехника спускает в поврежденную трубу. А дальше с помощью компрессора в него загоняется сжатый воздух, и "чулок", покрытый эпоксидной смолой, принимает форму трубы. Потом конструкцию нагреют парогенератором, смола застынет, и большая часть ремонта останется позади.
Скрыта от глаз посторонних и работа другой удивительной машины под названием "Посейдон". Установка на автомобильной базе оперативно чистит вентиляционные системы и городские коллекторы. Удаляет не только грязь, но и краску, которой нередко разрисовывают город вандалы. "Не зря машина названа в честь древнегреческого бога морей, - рассказала "РГ" руководитель пресс-службы департамента топливно-энергетического хозяйства Кристина Титова. - "Посейдон" вырабатывает мощную струю воды, в которую добавлены особые мелкозернистые частицы. Под таким напором любая грязь отчистится!"
Примерно так же устроены грузовики-цистерны, работающие на крупных городских автострадах. После летних дождей, особенно осенью, серьезно загрязняются отбойники и шумозащитные экраны на дорогах. Отмыть их вручную практически нереально: слишком много надо рабочих, а время у них ограничено - поток транспорта в Москве прерывается лишь ненадолго ночью. Как раз в этот период на работу выезжают цистерны ГБУ "Автомобильные дороги". Емкости на них установлены сзади, а на бампере смонтирована установка, которая позволяет решать самые разные задачи. "Фокус в том, что операторы имеют возможность менять насадки, - рассказала пресс-секретарь предприятия Екатерина Пантелеева. - Такая машина способна и отмыть шумозащитные экраны, и полить газоны".
Ближе к зиме москвичи, скорее всего, увидят еще одну необычную машину, которую недавно поставили на баланс предприятия. Прямо на "КАМАЗ" установлен котел, в котором битум не замерзнет в самый лютый мороз. Таким образом, мелкий дорожный ремонт в Москве будет возможен и в самую холодную зиму - многие регионы о таком только мечтают.
Но если очистка коллекторов и дорожные работы - довольно обыденное дело, то аварийный ремонт электроснабжения или тепловых магистралей - случаи из ряда вон. Самое удивительное, что даже если крупная авария и произойдет, то москвичи чаще всего даже не заметят ее последствий. Энергетические предприятия столицы оснащены передвижными электростанциями и даже котельными на колесах. Они обычно устанавливаются на грузовые автомобили. Например, генераторы, которые дают возможность монтажникам на время отключить дома от центрального электрического и теплового снабжения и тем временем ликвидировать последствия ЧП. Сам же ремонт высоковольтных сетей московские энергетики проводят с помощью автовышек, которые способны поднять ремонтную бригаду на несколько метров.
На еще большей высоте приходится нередко оказываться московским пожарным. На Первом параде техники, например, представили машину F 90 HLA с огромной вышкой, способной дотянуться до крыши 30-этажного дома. Визуально по габаритам пожарный гигант напоминает знаменитый ракетный комплекс "Тополь-М". Автомобиль весит 48 тонн, а спасательную лестницу способен вытянуть на высоту почти 90 метров. Еще выше работать могут только пожарные вертолеты.
И таких машин, способных обеспечить комфортную жизнь жителям 12-миллионного мегаполиса, у коммунальщиков столицы - больше 20 тысяч. Но и площадь, которую они обслуживают, - 32 млн кв. м, где еще увидишь такую?
Первый московский парад городской техники