14.09.2016 15:33
Власть

В Госдуме обсудили преподавание в школах основ права

Школьникам расскажут о партиях
Текст:  Татьяна Замахина
Российская газета - Федеральный выпуск: №207 (7075)
В Госдуме обсудили, как преподавать в школе основы права в рамках курса обществознания. Это стратегически важный для государства предмет, считают юристы и депутаты - участники "круглого стола" по этой теме. И если грамотно учить, то молодое поколение поймет, что такое недопустимое правовое поведение на выборах, считает спикер Госдумы Сергей Нарышкин.
Читать на сайте RG.RU

Да и осознанный выбор в пользу того или иного кандидата сделать будет легче, уверен он. Ведь школьный курс обществознания, если его, конечно, правильно организовать, должен давать молодежи представление о политической системе РФ.

"Согласитесь, трудно сделать осознанный выбор, заполняя бюллетень для голосования без четкого представления о том, что такое избирательный процесс, - заметил спикер Госдумы, - что такое политические партии, разделение властей, а тем более, что такое законы и как они принимаются".

Молодые парламентарии объединят политические партии в борьбе за чистые выборы

Не менее важная задача - рассказывать школьникам и о недопустимости неправового поведения, недобросовестной политической конкуренции". Сейчас с этим проблемы: в ходе текущей избирательной кампании, сказал Нарышкин, есть примеры недопустимого поведения ряда кандидатов. Некоторые из них "допускают и очевидную ложь, и передергивание, и надуманный компромат", заявил он. Это, к счастью, отдельные примеры - в целом, по оценке главы нижней палаты, думская кампания проходит "цивилизованно".

Одна из основных проблем - неприемлемо низкое качество всех учебников по обществознанию

Предмет "Обществознание", конечно, не должен сводиться только к знакомству с основами правоведения, считает также парламентарий. Однако основы права, гарантии Конституции важны для каждого, а значит, служат опорой и для курса обществознания в школе, уверен он. "Вопрос лишь в объеме и в логике изложения соответствующего материала", - сказал спикер.

Сейчас с этим явные проблемы. Как рассказал проректор МГУ им. Ломоносова, председатель контрольно-ревизионной комиссии Ассоциации юристов Сергей Шахрай, преподавание права сейчас находится в тупике. Одна из основных проблем - неприемлемо низкое качество всех учебников по обществознанию.

В Минобрнауки рассказали об уроках финансовой грамотности в школах

Виной тому монополия, считает он: четыре авторских коллектива пишут учебники для учеников 5-9-го классов и три - для 10-11-х классов. "Среди этих педагогов и учёных нет представителей профессионального юридического сообщества. В итоге учебник представляет собой винегрет из норм права, зачастую устаревших", - заключил Шахрай.

Проблема также заключается и в преподавателях обществознания. Оно было "нелюбимой падчерицей в советской школе, и сейчас преподается по остаточному принципу", заметил Шахрай. 30 процентов из нынешних педагогов - историки, а остальные - преподаватели русского языка, литературы и т.п. "Они не имеют базового юридического образования, так что сами не до конца понимают, что преподают", - подчеркнул правовед.

Неудивительно, что 90% населения России с трудом разбираются в законодательстве, заметил, в свою очередь, сопредседатель Ассоциации юристов России, президент Российского книжного союза Сергей Степашин.

Нынешняя концепция преподавания обществознания безнадежно устарела, уверен глава комитета Госдумы по образованию Вячеслав Никонов. Обновленный курс должен быть комплексным, считает он, - кроме права, важны знания по экономике, социологии, политологии… Кроме того, добавил Никонов, нельзя забивать головы школьников штампами, необходимо давать конкретные примеры, которые ожидают их в реальной жизни. Сейчас работа над такой линейкой учебников как раз ведется.

Работа власти Образование Госдума