Во время всей трансляции экран был разделен на две части с крупными планами Клинтон и Трампа. Под такой телевизионной лупой аудитории была видна любая мелочь в речи, мимике и жестах соперников. Клинтон выглядела уверенной и подготовленной. Однако и ее оппонент не стеснялся палить из всех орудий, нередко вынуждая экс-госсекретаря демонстрировать широкую, но явно неестественную и натянутую улыбку.
Начались дебаты как раз с улыбок и рукопожатия между Клинтон и Трампом. А уже спустя несколько минут экс-госсекретарь первой бросила перчатку в лицо оппоненту, и обмен любезностями остался позади.
Тематически дебаты были разделены на три блока, посвященных экономике и рабочим местам, проблеме расовой дискриминации в США и национальной безопасности. А запомнилась дискуссия не столько глубиной предложений кандидатов, сколько взаимно острой критикой их послужного списка.
Клинтон, которую готовила целая команда политологов и психологов, регулярно выстреливала "домашними" заготовками по известным болевым точкам Трампа, пытаясь вывести бизнесмена из равновесия и подтвердить свой ключевой тезис о непригодности его темперамента для роли главы государства. В частности, подкалывала в том, что он якобы выстроил свою бизнес-империю только благодаря деньгам отца, ставила под вопрос размер его состояния, обвиняла в провоцировании кризиса на рынке недвижимости в США в 2008 году и расизме. Утверждала, что магнат "живет в своей реальности, а не в фактах".
Примечательно, что Трамп, который заочно называл соперницу исключительно по имени, нередко сопровождая его нелестными эпитетами, в ходе дебатов держался подчеркнуто вежливо и обращался к оппонентке так - "госсекретарь Клинтон". В то время как бывшая первая леди нередко, особенно во время выпадов, называла его по имени - Дональд. В этом, вероятно, также был тонкий расчет, поскольку, по слухам, Трамп не любит обращения по имени и мало кому из своего окружения позволяет делать это.
Тактика отчасти сработала, и Трамп занервничал, стал чуть ли не поминутно отпивать из стакана с водой, с возмущением перебивал Клинтон. Когда та уходила в глубины политики, бизнесмен предпочитал обрушивать на соперницу шквал фирменных популистских лозунгов и контратак. "Я чувствую, что к концу вечера меня обвинят во всем на свете", - сыронизировала она. "А почему бы и нет", - без тени смущения выпалил Трамп.
В целом же магнату удалось держать равновесие, а эмоциональный заряд не раз позволял ему перехватывать инициативу и у экс-госсекретаря, и у ведущего. Например, уже в конце после резкой атаки Клинтон, обвинившей его в грубых высказываниях в адрес женщин, Трамп дал понять, что готов был припомнить о похождениях на стороне супруга соперницы - Билла Клинтона. Но сдержался: "Я решил, что не буду делать этого. Клинтон потратила сотни миллионов долларов на агитационные видео против меня, многие из которых не являются правдивыми… Я не делал этого. И тем не менее в президентской гонке почти ничья". Он наотрез отверг претензии к своему темпераменту, утверждая, что является "победителем" и это его "достоинство".
Бизнесмен активно использовал политический багаж Клинтон против нее самой и ставил под вопрос искренность ее высказываний."Когда вы пытаетесь казаться более святой, чем вы есть, это не работает", - подчеркнул он, сорвав аплодисменты аудитории, хотя выражение эмоций зрителями было запрещено правилами дебатов. Высказывания Клинтон он суммировал емкой тирадой: "Типичный политик. Одни разговоры. Никаких действий. Звучит хорошо. На практике не работает. И никогда не будет".
Экс-госсекретарь, в свою очередь, заслужила одобрительные возгласы публики фразой, оправдывавшей ее тщательную подготовку к дебатам: "Да, я подготовилась к дебатам. И я подготовилась к тому, чтобы быть президентом США".
Трамп настоял на том, что Клинтон "не выглядит как президент и недостаточно вынослива", намекая на ее полуобморочное состояние на траурной церемонии в Нью-Йорке 11 сентября. Та попыталась закрыться опытом, указав: "Пусть он сначала посетит 112 стран… или проведет 11 часов, отвечая на вопросы на слушаниях в конгрессе". Но Трамп не успокоился и развернул этот самый опыт против соперницы: "Да, за ней опыт, но это плохой опыт. Стране не нужны еще 4 года такого опыта". Он регулярно увязывал ее многолетнюю политическую карьеру с плачевным, по его словам, состоянием американской экономики, обвинял Клинтон и президента Барака Обаму в том, что "созданный ими на Ближнем Востоке вакуум привел к полному бардаку… и появлению террористов ДАИШ (экстремистская группировка, запрещена в РФ - "РГ")".
"У меня хотя бы есть план борьбы с ДАИШ", - контратаковала Клинтон, пообещавшая ликвидировать главарей группировки и поддерживать арабов и курдов в Сирии для борьбы с группировкой.
Внешнеполитическая часть дебатов не блистала новыми заявлениями и конкретикой. Клинтон традиционно озвучила ряд обвинений в адрес России, в том числе утверждая, что Москва якобы стоит за хакерскими атаками на серверы комитета демократической партии США. Она также выразила удивление положительными отзывами Трампа о президенте России. Трамп парировал, что "причастность России к этим атакам не доказана" и за ними может стоять кто угодно, включая "каких-нибудь парней на диване весом 400 фунтов". Он подчеркнул, что главное не в авторах взлома, а во вскрывшемся в результате жульничестве комитета демпартии, который вопреки правилам подыгрывал Клинтон на праймериз. Оба сошлись во мнении, что США надо быть жестче в вопросах кибербезопасности. Трамп также посетовал, что Россия в последние годы провела модернизацию ядерного арсенала, в то время как вооружения США устаревают.
Бизнесмен вновь отверг роль "мирового полицейского" для США и поставил под сомнение традиционные внешнеполитические альянсы Америки. Он считает, что члены НАТО, а также Япония, Южная Корея и Саудовская Аравия не платят по справедливости за ту помощь, которую США оказывают им в сфере безопасности, и обещает положить этому конец. В частности он призвал к участию сил НАТО в операции против ДАИШ. Хиллари, напротив, предлагала союзникам Вашингтона спать спокойно и заверяла в "нерушимости союзнических обязательств" для США.
По отношению к Трампу, известному экстравагантным поведением на публике, перед дебатами остро звучал вопрос о пригодности его темперамента для должности верховного главнокомандующего. Что до Клинтон, то многие американцы не испытывают к ней доверия, считая ее прожженным политиком, действующим не из убеждений, а из карьерных соображений. Трампу едва ли удалось добавить существенные новые штрихи к своему портрету, но и вывести его из себя и спровоцировать на явную оплошность Клинтон не удалось. Бизнесмен, в свою очередь, нередко заставлял соперницу нервно улыбаться, но в основном повторял уже звучавшую ранее в ее адрес критику.
В завершение дебатов соперники пообещали уважать итог президентских выборов, которые пройдут 8 ноября 2016 года. При этом Трамп, напомнив о недавнем завершении строительства одного из своих отелей в центре Вашингтона неподалеку от Белого дома - официальной резиденции президента США, пошутил: "Если я не попаду на Пенсильвания-авеню одним путем, то попаду другим". (Официальный адрес Белого дома - 1600 Пенсильвания-авеню - "РГ").
До выборов Клинтон и Трамп еще дважды сойдутся в телевизионных дебатах: 9 октября в университете Вашингтона в Сент-Луисе и 19 октября в Лас-Вегасе. Кроме того, запланированы дебаты кандидатов в вице-президенты - демократа Тима Кейна и республиканца Майкла Пенса.