Разработка законодательного регулирования сферы беспилотных транспортных средства (БПТС) стала особенно актуальна после первых сообщений об авариях с участием таких машин. В июне этого года власти США объявили о первом смертельном случае с использованием автопилота электромобиля Tesla во Флориде. Произошло столкновение с грузовиком. Сейчас ведется расследование, выявляются ошибки в работе системы.
Пока за рулем автомобилей с автопилотом обязательно должен находиться водитель, поскольку это предусматривает Женевская конвенция о безопасности дорожного движения. Поэтому в свод правил Евросоюз планирует включить пункт о необходимости установки внутри автомобиля датчиков контроля за состоянием шофера.
В России развитием технологий беспилотного управления активно занимается КАМАЗ, компания рассчитывает начать серийное производство беспилотных автомобилей в 2025 году. Как ранее заявлял глава компании Сергей Когогин, сегодня уже нет технических вопросов по выпуску первых беспилотников, но серьезной проблемой остается отсутствие регулирования.
Чтобы в перспективе разграничить зоны ответственности между водителем и беспилотной системой, нужно разработать нормативную базу, которая вводила бы в юридическое поле определения "беспилотное транспортное средство - БПТС", "оператор беспилотного транспортного средства", "водитель", считают в Госдуме. Такая база даст возможность формировать область права, регулирующего применение беспилотников в России, в том числе и для ГИБДД.
Существует пять стадий развития беспилотных транспортных средств, где самая первая - ручное управление. По словам экспертов, российские технологии беспилотного транспорта находятся сейчас на второй стадии, это так называемые "системы помощи водителю". В соответствии с "дорожной картой" Национальной технологической инициативы, частичная автономность беспилотников может быть достигнута только к 2018 году, а полная - к 2035.
"Разработчики исходят из того, что беспилотное транспортное средство должно обеспечивать максимально безопасное движение на дорогах общего пользования, - рассказал директор Центра интеллектуальных автономных систем НИТУ "МИСиС" Александр Балесный. - В большинстве случаев административную и гражданскую ответственность за нарушение ПДД и причиненный вред несет владелец транспортного средства". По мнению эксперта, необходимо ввести систему сертификации беспилотных транспортных средств. В этом случае будет возможно возложить ответственность за транспортное средство на его собственника. Пока ответственность в случае аварии с участием беспилотника ложится на водителя. "Еще ни один искусственный интеллект не может учесть все возможные нюансы дорожного движения, - заметил ответственный секретарь Комиссии ГД РФ по нормативно-правовому обеспечению развития наукоемких технологий стратегических информационных систем Андрей Черногоров. - Ежегодно в мире производится до 90 миллионов автомобилей и примерно 1,5 миллиарда машин движется по дорогам во всем мире".
Необходима система контроля таких машин. На западе беспилотный транспорт получает информацию о маршруте и отправляет операторам данные о своем техническом состоянии по мобильным каналам связи. В России в ближайшие 15-20 лет планируется для этого использовать ГЛОНАСС, установка которой для автоматического оповещения экстренных служб при авариях начиная с 1 января 2017 станет обязательной для всех новых машин, продающихся в России.
"Автоматизация промышленности и сервиса ведет к сокращению издержек, связанных с содержанием большого штата обслуживающего персонала и увеличению темпов производства, - рассказал эксперт автомобильной отрасли Алексей Тузов. - Именно поэтому все больше компаний инвестируют в разработку беспилотных технологий, поскольку они являются надежной альтернативой ручному труду водителей и операторов".
Беспилотники стали очень популярными благодаря своей эффективности. К примеру, в нескольких европейских и азиатских странах уже давно полностью автоматизировано движение метро и пригородных поездов. Использование беспилотников для грузоперевозок также является весьма перспективной идеей. Правда, по словам Алексея Тузова, реализовать эту идею сложнее, чем разработать решения по автоматизации техники для сельского хозяйства.