27.09.2016 17:59

Отключить ручное управление

Использование беспилотных автомобилей будут регулировать
Активному внедрению беспилотного транспорта во всем мире мешает проблема, как определить - степень ответственности производителя и водителя в случае аварии. В Япония и Евросоюз объявили о том, что к 2018 году планируют разработать единые правила использования беспилотных авто.
В московском метро уже появились электропоезда, оснащенные автопилотом. Фото: Сергей Михеев/РГ В московском метро уже появились электропоезда, оснащенные автопилотом. Фото: Сергей Михеев/РГ
В московском метро уже появились электропоезда, оснащенные автопилотом. Фото: Сергей Михеев/РГ

Разработка законодательного регулирования сферы беспилотных транспортных средства (БПТС) стала особенно актуальна после первых сообщений об авариях с участием таких машин. В июне этого года власти США объявили о первом смертельном случае с использованием автопилота электромобиля Tesla во Флориде. Произошло столкновение с грузовиком. Сейчас ведется расследование, выявляются ошибки в работе системы.

Пока за рулем автомобилей с автопилотом обязательно должен находиться водитель, поскольку это предусматривает Женевская конвенция о безопасности дорожного движения. Поэтому в свод правил Евросоюз планирует включить пункт о необходимости установки внутри автомобиля датчиков контроля за состоянием шофера.

В России развитием технологий беспилотного управления активно занимается КАМАЗ, компания рассчитывает начать серийное производство беспилотных автомобилей в 2025 году. Как ранее заявлял глава компании Сергей Когогин, сегодня уже нет технических вопросов по выпуску первых беспилотников, но серьезной проблемой остается отсутствие регулирования.

1,5 миллиарда машин движется по дорогам во всем мире

Чтобы в перспективе разграничить зоны ответственности между водителем и беспилотной системой, нужно разработать нормативную базу, которая вводила бы в юридическое поле определения "беспилотное транспортное средство - БПТС", "оператор беспилотного транспортного средства", "водитель", считают в Госдуме. Такая база даст возможность формировать область права, регулирующего применение беспилотников в России, в том числе и для ГИБДД.

Существует пять стадий развития беспилотных транспортных средств, где самая первая - ручное управление. По словам экспертов, российские технологии беспилотного транспорта находятся сейчас на второй стадии, это так называемые "системы помощи водителю". В соответствии с "дорожной картой" Национальной технологической инициативы, частичная автономность беспилотников может быть достигнута только к 2018 году, а полная - к 2035.

"Разработчики исходят из того, что беспилотное транспортное средство должно обеспечивать максимально безопасное движение на дорогах общего пользования, - рассказал директор Центра интеллектуальных автономных систем НИТУ "МИСиС" Александр Балесный. - В большинстве случаев административную и гражданскую ответственность за нарушение ПДД и причиненный вред несет владелец транспортного средства". По мнению эксперта, необходимо ввести систему сертификации беспилотных транспортных средств. В этом случае будет возможно возложить ответственность за транспортное средство на его собственника. Пока ответственность в случае аварии с участием беспилотника ложится на водителя. "Еще ни один искусственный интеллект не может учесть все возможные нюансы дорожного движения, - заметил ответственный секретарь Комиссии ГД РФ по нормативно-правовому обеспечению развития наукоемких технологий стратегических информационных систем Андрей Черногоров. - Ежегодно в мире производится до 90 миллионов автомобилей и примерно 1,5 миллиарда машин движется по дорогам во всем мире".

Необходима система контроля таких машин. На западе беспилотный транспорт получает информацию о маршруте и отправляет операторам данные о своем техническом состоянии по мобильным каналам связи. В России в ближайшие 15-20 лет планируется для этого использовать ГЛОНАСС, установка которой для автоматического оповещения экстренных служб при авариях начиная с 1 января 2017 станет обязательной для всех новых машин, продающихся в России.

"Автоматизация промышленности и сервиса ведет к сокращению издержек, связанных с содержанием большого штата обслуживающего персонала и увеличению темпов производства, - рассказал эксперт автомобильной отрасли Алексей Тузов. - Именно поэтому все больше компаний инвестируют в разработку беспилотных технологий, поскольку они являются надежной альтернативой ручному труду водителей и операторов".

Беспилотное транспортное средство должно обеспечивать максимально безопасное движение на дорогах общего пользования

Беспилотники стали очень популярными благодаря своей эффективности. К примеру, в нескольких европейских и азиатских странах уже давно полностью автоматизировано движение метро и пригородных поездов. Использование беспилотников для грузоперевозок также является весьма перспективной идеей. Правда, по словам Алексея Тузова, реализовать эту идею сложнее, чем разработать решения по автоматизации техники для сельского хозяйства.