Театры приняли вызов, на основополагающие вопросы бытия были готовы отвечать актеры и куклы из 96 театров со всего мира, но организаторы выбрали лишь четырнадцать - из Чили, Польши, Франции, Беларуси и России. Так что конкуренция у спектакля Белорусского государственного театра кукол (Минск) "Почему стареют люди?" была более чем серьезная. Как и разговор, который вели актеры со зрителем.
Пьеса известного белорусского поэта, драматурга Анатолия Вертинского, которая легла в основу спектакля, на добрую детскую сказку совсем не похожа. Жили-были старик со старухой и было у них три сына. Да вот только один погиб на войне, другой сгинул безвестно по весне, да и младшенький, любимец Рыгорка, сгорел, как ясная зорька. За что, почему - старики не спрашивают, покорились судьбе. И постановщик спектакля, главный режиссер Минского театра кукол Алексей Лелявский к сантиментам тоже не склонен, созданная им и художником Татьяной Нерсесян реальность настораживает, пугает, ужасает - по нарастающей. Резкая, тревожная, разрывающая звуковую ткань спектакля музыка (композитор Леонид Павленок), демонстративно яркая и ритмически не совпадающая с персонажами флеш-анимация. Главные герои - оплывшие, по-стариковски неопрятные, доживают свой век в больничной палате, покорно позволяя управлять собой врачам-кукловодам в масках и больничных халатах. Другие герои ненамного обаятельнее - непропорциональные, с резкими движениями и визгливыми голосами, вечно готовые затеять хоть дележ, хоть драку. С такими и связываться не особенно хочется, не то что с Драконом ради них идти воевать.
А вот Дракон в исполнении Александра Васько, представьте себе, не кукла, а вполне интересный мужчина, умеющий убедительно изложить свою точку зрения. Обаяшка-дракон в два счета убеждает наивного противника, что люди сами в своих бедах виноваты, они всегда отвечают злом на добро, оттого и стареют, и болеют, и умирают, а вовсе не потому, что кто-то у них живое зелье отнял. Всерьез задумавшись о плате за еще не содеянное, а лишь запланированное им к совершению добро, Рыгорка (Тимур Муратов) погрязает в рефлексии, и даже любовь не может заставить его действовать. Главный герой погибает от рук тех самых людей, которым он хотел сделать добро. Вот такая получилась история - ну всесторонне страшная. Особенно когда расправляются с "лялькой" (куклой по-белорусски) Рыгоркой большие взрослые мужики с огромными кулачищами. Зло, получается, огромное, настоящее, и оно побеждает. А добро - маленькое, лупоглазое, кукольное, наивное. Оно и не начинает, но проигрывает.
- Да разве же можно такой конец оставлять?! В кукольном театре? - требовательно спросила меня сидевшая рядом дама, утирая слезы краем шарфика.
После спектакля переадресовала этот вопрос актерам.
- Да, нас часто упрекают за это, люди привыкли к шоу, к сериалам. Но в жизни хеппи-энд не всегда бывает, бывает, что люди терпят поражение и умирают, умирают каждый по-разному, и театр вправе говорить об этом. А зритель не может испытывать постоянно лишь положительные эмоции, жизнь слишком многообразна, - говорит Владимир Грамович, исполнитель роли Деда.
- Несмотря ни на что, это добрый спектакль, он учит жить по законам совести, он заставляет думать и этим несет добро, - соглашается с ним пришедший на спектакль Станислав Матук, руководитель отделения посольства Республики Беларусь в Екатеринбурге.
Что касается меня, то я давно не видела, чтобы в театре плакал хоть один зритель. Белорусы не оставили никого равнодушным.
И вполне заслуженно спектакль "Почему стареют люди?" получил специальный диплом жюри "За лучший актерский дуэт" - его вручили Светлане Тимохиной и Владимиру Грамовичу. Единственным лауреатом в номинации "Признание" стала художник-постановщик спектакля Татьяна Нерсесян. "Петрушка Великий" в очередной раз подтвердил, что слава белорусских кукольников легко перешагивает границы.