В этот раз Конгресс стал особенно представительным и собрал весьма широкую географию стран-участниц. О своем участии заявили более 90 организаций и компаний из России, СНГ, Австралии, Новой Зеландии, Польши, Германии, Швеции. Их деятельность направлена на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни и здоровья людей.
В первый день Конгресса ведущие компании представили свои новейшие разработки на выставочном форуме в "Ленэкспо". Открывая экспозицию, вице-спикер Совфеда Юрий Воробьев рассказал, что речь идет о самых передовых технологиях по безопасности движения на дорогах. "За последние 10 лет в различных ДДП погибли 350 тысяч человек. Это огромные цифры. Среди пострадавших немало маленьких детей и подростков. Эта выставка дает возможность найти производителей оборудования и технологий, которые могут обеспечить безопасность в населенных пунктах по всей стране", - сказал зампред верхней палаты парламента.
Как отметил начальник Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД РФ Виктор Нилов, сократить количество жертв на дорогах можно только совместными усилиями, причем не только заинтересованных министерств и ведомств, но и самих граждан. Именно по этой причине большинство проектов, представленных на выставке 28 регионами страны, носят социальную направленность. Большой акцент сделан на обучении безопасному поведению детей, подростков, водителей. Медицинские центры и структуры МЧС продемонстрировали программы по обучению сотрудников ГИБДД оказанию первой помощи на дорогах. Эти методики уже применяются в различных регионах, что особенно заинтересовало Юрия Воробьева, который сам в прошлом служил в МЧС.
Остановились высокопоставленные гости и у стендов, где представлено оборудование для автоматической фиксации правонарушений. Так, например, около камер "Автодория", которые рассчитывают среднюю скорость и за ее превышение выписывают штрафы, разгорелась довольно жаркая дискуссия.
Напомним, что эти камеры не фиксируются радар-детекторами. Они ничего не излучают, а просто делают фотографии в начале участка замера скорости и в его конце. Но нынешние знаки предупреждают только о наличии камеры. О том, что он ехал по контролируемому участку, человек узнает потом, когда получит штраф. И хотя производитель утверждает, что передает информацию о местах установки и что все навигаторы эти камеры показывают, не все водители ездят с навигаторами. Заместитель начальника ГУ ОБДД МВД РФ Владимир Кузин даже предложил устанавливать таблички с надписью, что впереди участок, на котором измеряют среднюю скорость. Также прозвучала идея для таких камер сделать специальные таблички.
Кстати, руководителей ГИБДД различных регионов заинтересовали комплексы фотовидеофиксации нарушений под экзотическим названием "Колибри". Это самый легкий комплекс, который можно себе представить. Размером чуть больше пол-литрового пакета молока, они при этом надежны, точны, многофункциональны и стоят во много раз дешевле аналогов.
Немало интересного участники обсудили на тематических "круглых столах", где прозвучали весьма любопытные предложения. Наверняка многие видели автобусы с наклейкой: "Я соблюдаю ПДД. Не согласны - звоните". Телефон, который указывается, направляет в службу безопасности конкретной транспортной компании. В целом это проект компании www.dtp-net.com. Как показала практика, такая система помогла снизить аварийность в компаниях, где ее используют, более чем на 40 процентов. Поэтому было предложено расширить кампанию при поддержке МВД, на территорию всей России.
Весьма активно обсуждалось взаимодействие на дорогах органов власти с гражданским обществом. Эта тема и была обозначена основной в повестке нынешнего Конгресса. Журналисты задали вопрос о проекте поправок в законодательство, которые позволят принимать от граждан фото-видеоинформацию о нарушениях и выносить по ним решения в упрощенном порядке. На это Виктор Нилов ответил, что такой документ разрабатывается в соответствии с поручением президента. Действительно, сейчас подобные обращения усложняются необходимостью писать заявление и лично его подавать. Если будет поступать фото-видеоинформация от зарегистрированного пользователя и станет понятно место и время нарушения, то почему бы инспектору не разобраться с этим нарушением? А привлекут к ответственности автовладельца, как и в случае фиксации нарушения автоматической камерой. Еще одно предложение - создать общественный контроль за деятельностью автошкол. Известно, что многие из них не столько обучают водителей, сколько торгуют свидетельствами об образовании.
Важная новость прозвучала в кулуарах Конгресса. Сейчас рассматривается возможность не направлять постановление о штрафе по обычной почте в том случае, если нарушитель в 20-тидневный срок уже оплатил штраф. Соответствующие поправки депутаты разрабатывают в КоАП. Как пояснил "РГ" Владимир Кузин, если человек узнал о своем штрафе раньше, чем получил по почте постановление, оплатил его со скидкой 50 процентов, значит, он не собирается его обжаловать. Тогда зачем тратить бюджетные деньги на бумагу и почтовые расходы? Вопрос только в механизме, как это можно реализовать. Поэтому сначала надо изучить, что будет сформулировано в поправках.
Завтра, во второй день Конгресса, пройдет пленарное заседание, на котором участники мероприятия продолжат обсуждать роль гражданского общества при организации безопасности на дорогах. На то, что инспектора и специальные службы не могут решить все проблемы самостоятельно, неоднократно обращала внимание председатель Совфеда Валентина Матвиенко, которая является главой Оргкомитета мероприятия. "В чем-то значение гражданского общества даже больше, так как оно свободно от ведомственной узости, объединяет и координирует усилия всех граждан. Более того, оно обладает практически неограниченным ресурсом в том, что касается анализа ситуации, подготовки конкретных предложений, их продвижения в органах власти, общественном мнении, школах и вузах, средствах массовой информации. Задача номер один здесь - уделять как можно больше внимания просвещению и обучению детей, привлекая к этой работе и родителей", - отмечала она.
Участникам заседания из различных стран предстоит обменяться законодательным опытом по организации безопасности на дорогах. Секретарь МПА СНГ Алексей Сергеев сообщил, что с момента проведения первого конгресса, который состоялся в 2007 году, Ассамблея приняла более 30 модельных законов в области транспорта, которые впоследствии стали частью национального законодательства стран Содружества. И сегодня МПА СНГ нацелена на разработку новых мер при активном участии институтов гражданского общества.