Труппы из Италии, Литвы, Латвии, Эстонии, Белоруссии, из Ростова, Москвы и Петербурга представят новые работы режиссеров - классиков, экспериментаторов, новаторов, разных поколений и направлений.
Художественный директор Театра-фестиваля "Балтийский дом" Марина Беляева рассказала "РГ":
- Девиз фестиваля в этом году - "Театр по правилам и без…" Трудно представить себе театр, где всегда будут ходить по полосочкам, которые заранее нарисованы. Сложно представить, что на фестивале будут показаны спектакли, которые являются в чистом виде иллюстрацией произведений, перенесенных на сцену. Что происходит в театральном мире, в том числе и нашего Петербурга, в формировании которого "Балтийский дом" принял самое активное участие? Академические театры идут своим путем, представляют интересные, разные, порой провокационные спектакли. О проблемах сегодняшнего дня театра "по правилам и без", о современной театральной сцене Петербурга, о том, как наш город возвращает себе звание театрального центра России, будем говорить на "круглом столе".
Среди участников и те, без кого мы уже не мыслим наш фестиваль. Классик современного театра, постоянный участник нашего фестиваля Эймунтас Някрошюс представит премьеру спектакля "Мастер голода" по новелле Кафки. Эта копродукция литовского театра "Мено Фортас" и фестиваля "Балтийский дом" зародилась в Петербурге еще в прошлом году. Итальянский актер и режиссер Пиппо Дельбоно, экспериментатор, которого мы уже полюбили, покажет свою новую постановку "Евангелие". Это разговор о современных мировых процессах: беженцы в Европе, конфликты в Сирии, человеческие жертвы…
Откроется фестиваль чеховской трилогией Андрея Кончаловского, поставленной на сцене Театра имени Моссовета: "Дядя Ваня", "Три сестры", "Вишневый сад". Среди участников - Александр Домогаров, Юлия Высоцкая, Александр Филиппенко, Владас Багдонас, Павел Деревянко.
Латвийский национальный театр привезет "Антигону" Ануя, режиссер Элмарс Сеньковс - новое имя в нашей программе. Из Эстонии приедет "Оборотень" Кицберга в режиссуре Сергея Потапова. Увидим интересный спектакль из Белоруссии - "Саша, вынеси мусор" по пьесе Натальи Ворожбит, это Минский молодежный театр. И очень красивый "Тихий Дон" Геннадия Шапошникова, Ростовский академический театр имени Горького. На нашей большой сцене развернутся степь, разудалые казацкие души…
Не забыли мы и про Год российского кино, познакомимся с будущими звездами. Выпускники ВГИКа, мастерской народного артиста России Александра Михайлова, покажут свой спектакль "Оркестр" по пьесе Ануя.
В петербургскую программу вошли спектакли "По ту сторону занавеса" Андрея Жолдака и "Сегодня. 2016" Валерия Фокина (Александринский театр), "Гроза" Андрея Могучего (БДТ имени Товстоногова), "Сон об осени" Юрия Бутусова (Театр имени Ленсовета), "Женитьба Фигаро" ("Приют комедианта"), спектакли "Балтийского дома" - "Семья" Анатолия Праудина и премьера "Анна. Трагедия" Александра Галибина.
Также на фестивале будет представлена новая польская драма - в проекте "Культурные мосты", подготовленном Польским институтом в Санкт-Петербурге и Польским фондом сценических деятелей "Театральная площадь". 2 октября состоится круглый стол "Мастерская драматурга", на котором пойдет разговор об авторских правах, продвижении пьес, других проблемах драматургов Польши и России.
3 октября в Эрмитажном театре по традиции будут вручать международную премию "Балтийская звезда" за развитие и укрепление культурных связей в странах Балтийского региона.
Закроется фестиваль "Балтийский дом" 13 октября.
Андрей Кончаловский, режиссер:
- То, что в Петербурге происходит такой масштабный фестиваль - это очень важно и замечательно. Несмотря на финансовые трудности, которые всегда были и будут. Если их нет, искусство кончается, начинается рынок. На искусство, по-моему, должно чуть-чуть не хватать денег, тогда работает фантазия. Голь на выдумки хитра, как известно. Театр существует благодаря зрителям. Фестиваль доказывает еще, что петербургский зритель чрезвычайно благодарный.
Я очень рад, что фестиваль живет, и тому, что пригласили нашу работу. Когда я начинал ставить спектакль "Дядя Ваня", то не знал, что буду делать трехчастную симфонию, трилогию с определенной логикой. Она существует как единый организм. Одна декорация и те же актеры…