Здесь, в Смоленске, находится один из трех специальных таможенных постов страны, через который на ведущие алмазно-бриллиантовые торговые площадки мира - в Антверпен, Тель-Авив, Нью-Йорк, Гонконг, Дубай - из России отправляется львиная доля этих драгоценных камней.
В 2013 году таможня оформила 782 товарные партии сокровищ, а в 2015-м - 154 партии на 108 миллионов долларов. За I полугодие 2016 года пост экспортировал 139 партий. Это почти 12 килограммов, 60 362,96 карата.
За каждым без исключения, даже крохотным камешком, закреплено материально ответственное лицо компании-производителя.
Как они делаются
"Посылки" - так называют товарные партии - могут весить от 0,5 до 20 килограммов, рассказывают таможенники.
Стоимость их тоже разная - от нескольких тысяч до нескольких миллионов долларов. В зависимости от диаметра, формы, цвета, сорта, массы, уникальности. Бриллианты фасуют по пакетикам, точно семена.
Цена готового бриллианта зависит от его массы, качества и формы огранки, цвета и дефектности. Основную долю в стоимости занимает цена алмазного сырья.
Путь от рождения до реализации даже самого крохотного бриллианта из неограненного алмаза составляет от полутора до двух месяцев. За это время драгоценный камень проходит десятки рук - разметчиков, распиловщиков обдирщиков, подшлифовщиков, огранщиков. Камни промываются, сортируются, оцениваются. Это уже конечный этап - продажа бриллиантов на экспорт.
Мода диктует спрос на огранку. Сегодня, например, в мировую ювелирную моду вновь вернулись круглые бриллианты - эта классическая форма с 57 гранями обладает ослепительной игрой света и оптическим эффектом "сердца и стрелы". Узор пристрастные покупатели изучают под мискроскопами. Корреспонденты "РГ" тоже оценили совершенство огранки. А вот фантазийные формы - "овал", "груша", "сердце", "подушечка", "принцесса" - перестали волновать дизайнеров.
Уникальными считаются бесцветные бриллианты, которые в народе называются бриллиантами "чистой воды". Чтобы получить такой, увеличить конечную стоимость, надо при обработке камня "обойти" или удалить все видимые полоски, трещинки, пузырьки, вкрапления, которые встречаются внутри и на поверхности драгоценных природных минералов.
Черный - не в тренде
Спросом пользуются бриллианты фантазийных цветов и оттенков: синих, розовых. "Желтые, коричневые или почти черные бриллианты не котируются, меньше стоят, хотя встречаются часто", объясняет тенденции Александр Рыжков, ведущий технический эксперт и оценщик готовой продукции. Они и задают тренд ювелирам.
Сегодня Россия добывает более половины всех алмазов планеты в натуральном выражении, являясь крупнейшим добытчиком алмазов в мире. В то же время внутри страны обрабатывается чуть более 4 процентов добытых ею алмазов. Остальные в сыром виде уходят за границу. Почему?
Кто съел маржу?
Огранка алмазов - одно из нерентабельных обрабатывающих производств, говорят участники рынка. 6 тысяч 100 долларов стоит сырой алмаз весом в 4 карата. Превращение "сырья" в шикарный бриллиант в 2 карата прибавляет ему стоимости всего на 20 долларов. Маржу съедают издержки.
Более 70 процентов всех производимых в мире бриллиантов гранится в Индии, остальные - бельгийскими, израильскими и другими иностранными компаниями. Отставание российских огранщиков специалисты объясняют неравными налоговыми, таможенными условиями.
Госбанки Индии кредитуют своих огранщиков под 4 процента, в то время как в России кредиты выдают под 12-16 процентов. А с отменой с 1 сентября 2016 года вывозной пошлины на сырые алмазы, которая до сих пор составляла 6,5 процента - для производителей бриллиантов наступают тяжелые времена. Огранка и экспорт становятся вообще делом невыгодным из-за падения рентабельности.
В сентябре 2016 года цены на сырые алмазы уже выросли на 8 процентов. Наши производители бриллиантов при покупке платят налог на добавленную стоимость (НДС). При этом на экспорт алмазы продаются с нулевой ставкой. Гораздо прибыльнее в этой ситуации продавать на экспорт сырые алмазы. Получается, своим производителям бриллиантов мы обеспечиваем заведомо худшие условия.
Сохранение и дальнейшее развитие алмазо-обрабатывающей отрасли возможно при решении комплекса проблем, говорит Владимир Давыдов, начальник отдела экспортно-импортных операций завода "Кристалл". Для этого в Минфине России создана рабочая группа. Ее эксперты разрабатывают стратегию развития отрасли до 2030 года.
"В России можно обрабатывать алмазов в разы больше, чем сейчас, тем более игра и блеск бриллиантов знаменитой русской огранки особенно ценятся на мировом рынке", - говорит Давыдов.
Главный экономист завода Олег Киселев дает рецепт, ссылаясь на международный опыт. В Ботсване, например, экспорт алмазов разрешен лишь при условии обязательной обработки 17 процентов алмазов на территории страны алмазогранильными компаниями. В ЮАР, которая является членом ВТО, взимается 5-процентная вывозная таможенная пошлина при экспорте необработанных алмазов. Для российских огранщиков это было бы подарком - привязало внешних инвесторов, привело к созданию новых центров огранки, рабочих мест, повышению зарплат, росту налоговых отчислений.
Дальневосточные алмазы
На Дальнем Востоке сейчас создается алмазно-бриллиантовый кластер "Евразийский алмазный центр" (ЕАЦ). На его территории планируется размещение таможенного поста, пункта Пробирной палаты, представительства Гохрана, хранилища для драгметаллов и камней, ограночное производство и торговые площадки.
Центр станет резидентом "Свободного порта Владивосток" со всеми налоговыми и таможенными преференциями, которые государство предоставляет резидентам особых экономических зон. Это планы. А пока в зоне контроля Центральной акцизной таможни, на территории "Свободного порта Владивосток" оформлены на вывоз первые 16 партий сырых необработанных алмазов стоимостью 13 миллионов 760 тысяч долларов, общим весом 1013,54 карата. Для сравнения бриллиантов отправлено на 3,59 миллиона долларов. Общий вес - 129,96 карата. Соотношение не в пользу отечественных огранщиков. Маржа вновь достанется их иностранным конкурентам.
Надежды российской огранки связаны с территориями опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР). В них обещаны льготы. А специализированные таможенные посты в этих центрах помогли бы оформлять готовую продукцию на экспорт напрямую, без разрешений из Москвы. Несмотря на многочисленные обращения огранщиков, вопрос не решен, прокомментировал во время обсуждения проблем в Торгово-промышленной палате министр промышленности Якутии Андрей Панов.