04.10.2016 11:37
Экономика

В Казани началась ценовая война глобальных операторов такси

В Казани началась ценовая война глобальных операторов такси за местный рынок
Текст:  Олег Корякин
Российская газета - Экономика Поволжья: №223 (7091)
Год назад в Казань, равно как и во многие другие российские города-миллионники, пришел сервис Uber, известный по всему миру как "убийца такси".
Читать на сайте RG.RU

Свое страшное прозвище за это время он пока не оправдал, заняв здесь относительно скромную нишу. Между тем по его следам в столицу Татарстана отправились новые крупные игроки - московское "Яндекс.Такси" и израильский Gett. И борьба этой большой тройки за пассажиров, похоже, всерьез изменит местный рынок.

Как сообщил "РГ" директор по региональному развитию Uber в России Михаил Фишер, сейчас приложением ежемесячно пользуется более 45 тысяч жителей Казани. Собственно, это единственная открытая информация, по которой хоть как-то можно судить о достижениях компании за год. На первый взгляд, она набрала неплохую клиентскую базу. Но вот на эти ли результаты рассчитывал глобальный оператор в городе с населением свыше 1,2 миллиона человек?

В мире появилась глобальная сеть приложений по заказу такси

Для сравнения - мобильное приложение крупнейшего игрока на местном рынке компании "Такси Татарстан" установлено у 500 тысяч казанцев. То есть почти у каждого второго горожанина.

Что касается автопарка, то, как говорил год назад Михаил Фишер, в планах Uber было набрать 2-3 тысячи автомобилей. Однако сейчас этот показатель не раскрывается. Сами же водители утверждают, что в день по городу работают 400-500 машин. У "Такси Татарстан" их около десяти тысяч. Нехватка авто остро ощущается в последние месяцы - в часы пик вызвать их практически невозможно.

И еще один показательный момент. На первом этапе компания предъявляла к автовладельцам весьма жесткие требования - только иномарки, причем не старше 2013 года. Сейчас стали брать отечественные машины, да и "возрастную" планку понизили.

В борьбе за клиентов компания поступилась и главным своим принципом - только безналичный расчет. Именно эта фишка выделяла ее на пестром рынке таксомоторных перевозок и, к слову, нравилась водителям. Возиться с наличными неудобно, да и небезопасно. Но оператор и тут был вынужден адаптироваться под российские реалии. Михаил Фишер признается, что многие потенциальные пользователи, скачав приложение, отказывались вводить туда данные своей пластиковой карты, а терять драгоценных клиентов не хотелось.

По оценкам экспертов, годовой оборот на рынке таксомоторных перевозок в Казани составляет 3,7 миллиарда рублей, и конкуренция за этот "пирог" только растет

Вообще, как утверждает директор по региональному развитию Uber, компания не считает своими конкурентами других операторов такси. Ее главный конкурент - личный автомобиль. Звучит красиво, но, как показывает казанский пример, появление новых глобальных игроков требует менять тактику.

Как только летом в Казань зашел "Яндекс.Такси" с тарифом 30 рублей - посадка и 9 рублей за километр, Uber тут же срезал цену вызова вдвое - с 50 рублей до 25. Впрочем, руководство объяснило это "повышением эффективности сервиса".

А когда месяц назад в столице Татарстана появился еще один глобальный оператор Gett (вызов 49 рублей, куда включено еще 2 километра и 5 минут езды), американская компания "завалила" клиентов бесплатными промо-кодами.

На этом фоне старому хозяину рынка "Такси Татарстан" удается держать старые цены - 60 рублей заказ и 13 рублей за километр. И хотя "динозавр" делает вид, что не заметил энергичных пришельцев, видно, что и он старается как-то реагировать на перемены. Так, компания ввела дополнительную опцию безналичной оплаты.

Петербуржцы доехали на такси до Магадана за 233 тысячи рублей

Как будет разворачиваться эта борьба дальше, спрогнозировать трудно. Сражаться есть за что: по оценкам экспертов, годовой оборот на этом рынке в Казани составляет 3,7 миллиарда рублей. Очевидно одно - сейчас в этой схватке выигрывают водители и пассажиры. Так, самые предприимчивые шоферы сотрудничают одновременно с тремя, а то и четырьмя операторами. А клиенты имеют большой выбор тарифов. К слову, сейчас Uber скинул стоимость вызова до 22 рублей.

Помимо этого растет уровень сервиса, если угодно, культура вождения. Стал формироваться новый тип водителя: теперь это не всегда живущий извозом грубоватый и хитрый таксист, а порой и человек с высшим образованием или начинающий бизнесмен, который просто подрабатывает. И для многих клиентов при выборе оператора принципиальным становится уже не только цена поездки, но и то, что в салоне не будет звучать шансон.

Общественный транспорт Казань Волга-Кама