Женская линия
Алену собирали на конкурс всем миром. Один из лучших курганских дизайнеров Елена Медведева сшила шикарное платье. Она рассказала, что ей никогда раньше не приходилось шить наряды для особых клиенток, для нее это был не только колоссальный профессиональный, но и эмоциональный труд. Дизайнер использовала сразу несколько видов тканей: нежный шелковый муслин, воздушную органзу, романтичные женственные кружева. В результате платье получилось словно сотканным из роз разных оттенков, каждая со своим смыслом и значением.
- Когда я впервые увидела Алену в инвалидной коляске, мне захотелось, чтобы все заметили, насколько она легка, изящна, красива, а сама она почувствовала начало новой жизни, - призналась Елена Медведева.
Другой мастер - актер курганского театра кукол "Гулливер" Сергей Котельников - придумал для Алены танцевальный номер по мотивам легендарной рок-оперы "Юнона и Авось".
- Мы оставили в постановке только женскую линию, - поделился профессиональным секретом Сергей. - Алене предстояло при помощи пластики рук передать возвышенно-трагическую историю любви. По-моему, она блестяще с этим справилась. Честно говоря, мне нравится работать с людьми, которые не отчаиваются и хотят научиться чему-то новому. Если у человека нет внутреннего огня, ничего не получится. У Алены этот огонь был, мне осталось лишь его подхватить и направить в нужное русло.
По словам тети Алены Татьяны Югай, которая сопровождала племянницу в Москву, ее мини-спектакль стал одним из самых ярких выступлений и был больше похож на исповедь.
- На сцене и в зале не было света, - говорит Татьяна. - Алена - в черных брюках, черной водолазке и белых перчатках. Свет направлен на ее руки. Она управляла ими, как будто рассказывала о чем-то очень личном. Когда танец закончился, зал несколько секунд сидел молча, а потом взорвался аплодисментами и закричал: "Браво!" Невероятный накал эмоций!
В кафе не выбраться
Только близкие люди знают, как трудно далась поездка в Москву самой Алене. Во-первых, она ни разу не летала на самолете, во-вторых, никогда не посещала столицу. В-третьих, ей было тяжело чисто физически. До этого она уже участвовала в двух аналогичных конкурсах - в Ялуторовске и Тюмени. В последнем даже завоевала главный титул и стала "Мисс оптимистка". Хотя Тюмень - рядом, там почти домашняя обстановка, а Москва - совершенно другой уровень.
Когда мы позвонили ей, чтобы поздравить с успешным выступлением, не узнали оптимистку. Алена была явно чем-то расстроена.
- Накануне конкурса у нас была пресс-конференция, посвященная доступной среде для инвалидов, - рассказала девушка. - Журналисты задавали вопросы, какие условия для колясочников созданы в российских городах. А мне и сказать нечего… Главный приз увезла девушка из Краснодара, там, наверное, для инвалидов больше делают. Так что в следующем году конкурс пройдет у нее на родине. А я так хотела, чтобы у нас, в Кургане.
Алена с подругой, у которой тоже проблемы с ногами, но она может передвигаться, снимает квартиру в микрорайоне Заозерном. Погулять здесь - большая проблема. Никаких парков и скверов рядом. Тротуары с высокими бордюрами для инвалидной коляски не приспособлены. Низкопольных автобусов и в помине нет. Чтобы доехать до центра, приходится заказывать такси. Правда, на пособие по инвалидности много не наездишься. К тому же надо уметь перебираться из коляски в машину. Если захочешь отдохнуть в ЦПКиО, необходим сопровождающий, потому что самостоятельно со съезда возле центрального входа не спуститься. А о том, чтобы выбраться в кафе, Алена даже не помышляет.
Дети пугаются
Девушка рассказала, что в Илизаровском центре, где она лечилась, был парнишка из Греции. По его словам, там любой колясочник имеет право потребовать у руководителя публичного учреждения установить пандус. Если откажет - инвалид может пожаловаться градоначальнику. Через неделю, глядишь, вход уже оборудован. Разница и в том, что в Европе инвалиды - это "люди с повышенными потребностями", а в России - "с ограниченными возможностями".
- Когда я была здоровой, почти не замечала тех, кто передвигается на инвалидных колясках. Их и сейчас редко увидишь, - рассказывает Алена. - Теперь понимаю: большинство просто сидит дома у компьютеров. К счастью, есть Интернет и мы общаемся в соцсетях. Но живое общение нельзя заменить виртуальным.
Очень сильно нашу героиню смущает отношение прохожих к колясочникам. Первое время она даже боялась выходить на улицу. Бабушки увидят - крестятся, дети пугаются. Несмотря на различные социальные программы, общество еще не готово принять инвалидов, считает Алена. Хотя беда может случиться с каждым.
Жить будешь, а ходить - нет
Алена родом из села Чаши Каргапольского района. Когда ей было девять лет, трагически погибла мама. Ее забрал к себе отец, который тогда не жил с ними. Вместе со своей сестрой Татьяной Югай он взялся за воспитание дочери. Отдали ее в школу искусств, записали в различные кружки. Алене больше по душе было изобразительное искусство и спорт. После школы она поступила в Курганский строительный техникум, мечтала получить высшее образование и стать архитектором. Страшная авария перечеркнула все планы и мечты. 6 июня 2010 года она с подругой пошла в кафе. Там встретились с одноклассниками. Один из друзей позвал ее на улицу поговорить, пригласил в машину. А когда она села, неожиданно тронулся с места и помчался по трассе, потом не справился с управлением и автомобиль несколько раз перевернулся. В Илизаровском центре сделали операцию. "Жить будешь, а ходить - нет: перелом позвоночника", - вынесли врачи вердикт.
Алена не хотела жить. Родственники старались не оставлять ее одну. Из друзей остались самые преданные. Четыре года она занималась, надеялась, что встанет. Но научилась только ползать.
- Папа подвязывал ремень, а я ползла, - вспоминает Алена. - Он готовил меня к самостоятельной жизни, приучал все делать по дому.
Из села она переехала в Курган. От плохих мыслей, депрессии и хандры Алену спасает живопись. Больше всего ей удаются женские портреты. Персонажи разные, а вот глаза у всех похожи. В них читается затаенная грусть и печаль, как у самой художницы.
Года три назад на фестивале молодых инвалидов девушка познакомилась с председателем областной организации инвалидов "Ахиллес" Верой Никитиной, которая организовала персональную выставку ее картин. Жизнь заиграла новыми красками. Потом женщина предложила Алене участвовать в конкурсах. Это она нашла спонсоров, чтобы отправить ее в Москву.
Кстати, Вера Никитина считает: Алена сможет достичь в жизни многого. Для этого у нее есть главное - характер и талант. Надо только преодолеть стеснительность.
Глава "Ахиллеса" уверена, что конкурс красоты для девушек с ограниченными возможностями в Зауралье смогли бы провести на достойном уровне.
А что, собственно, этот конкурс даст его участницам?
- Я надену корону и, как в Греции, поеду в администрацию, - улыбается Алена. - Скажу: будьте добры, сделайте так, чтобы я могла на общественном транспорте ездить на работу. Надеюсь, мэр королеве не откажет.
Людмила Туманова, поэт, автор и исполнитель своих песен:
- Когда я оказалась прикованной к постели, мне было всего 18. Казалось, это не навсегда, еще немножко, и я встану и пойду. Прошло пятнадцать лет, прежде чем поняла: не встану и не пойду. Наверное, сама бы я ни за что не справилась с отчаянием. Но рядом всегда были моя любимая мамочка, сестренка, родные и верные друзья. Они не говорили пустых дежурных ободряющих слов, не жалели. Просто помогали.
Когда я спела под гитару свою "Стюардессу", друзья передали ее на радиостанцию "Юность". В 1969 году песня уже звучала на всю страну. Две мои авторские пластинки тоже увидели свет благодаря стараниям друзей. Если у Алены есть близкие люди, ей не стоит унывать. Правда, и самой надо потрудиться. А вообще, хочу сказать, в жизни ничего не происходит случайно. Я фаталистка, верю, что у каждого человека на земле своя миссия и свое предназначение. Я, например, до травмы считала себя почти готовой актрисой, а по-настоящему раскрылась в поэзии. Правда, стихи я писала и раньше, но никому их не показывала.
Алене и всем читателем "РГ" я прочту свое новое стихотворение "Счастья много не бывает":
Счастья много не бывает -
Эта мысль, как свет огня,
Что дорогу освещает,
Осенила вдруг меня.
На душе легко так стало,
Перебрав цепочку лет,
Как же я не замечала:
В тяжких днях
Был счастья след.
Будто сделала открытье,
Словно истина нашлась,
Обнаружилась в событьях
И другая ипостась.
В самом деле, в жизни нашей,
Даже в дне обыденном
Счастья столько по крупицам -
Видимо-невидимо!
Дождь ли, солнце, снег ли, ветер,
Каждым мигом дорожу…
"Счастье, что живем на свете!" -
Вот что, люди, вам скажу.