Подсудное дело
В январе 2015 года в Орловской области была зафиксирована рекордно низкая задолженность по зарплате. Впервые за много лет она не дотянула до миллиона рублей. "Всего" 700 тысяч задолжали тогда предприятия своим сотрудникам. Текущий долг превышает 67,8 миллиона рублей. Он вырос почти в сто раз. В Орелстате подсчитали, что в сентябре зарплату не получили 896 орловцев, каждый в среднем недосчитался по 75,7 тысячи рублей.
- Основная часть задолженности - 59,7 миллиона - приходится на обрабатывающие производства, - сообщили статистики. - Долг в строительной отрасли составляет 7,7 миллиона, на транспорте - 303 тысячи. Задолженности из-за несвоевременного получения бюджетных средств в нашей области нет.
Однако эти данные не отражают реального положения дел, поскольку ведомства используют разные методики. Официальная статистика оперирует сведениями, полученными в рамках обязательного наблюдения. А под него, к примеру, не подпадает малый бизнес. К тому же некоторые скрывают долги, чтобы избежать наказания. Хотя за сокрытие таких фактов тоже предусмотрена ответственность. Так, прокуратура проверила плодоовощной завод в райцентре Болхов. Выяснилось, что работникам не выдали зарплату за июнь. Долг составил 458 тысяч рублей, однако о нем никто, кроме заводчан, не знал. Директор не сообщила об этом в органы статистики. На нее завели административное дело и оштрафовали на десять тысяч рублей. Подействовало - долг погасила.
Ежегодно в регионе штрафуют десятки руководителей организаций, включая некоммерческие, а главбухов наказывают выговорами. Если нарушение допущено впервые, ограничиваются минимальным штрафом - пять тысяч рублей. За предприятием-должником начинают следить строже. Как правило, это дисциплинирует. Но бывает, что зарплату задерживают более чем на два месяца, и тогда санкции ужесточают.
- Недавно было возбуждено уголовное дело в отношении директора зерновой компании из Свердловского района, - рассказала старший помощник облпрокурора Елена Семина. - Он не платил сотрудникам с марта по ноябрь 2015 года, задолженность составила 6,2 миллиона рублей. Хотя у предприятия была возможность выдавать зарплату своевременно и в полном объеме.
Обвиняемому грозит до трех лет лишения свободы. Но суды редко наказывают нерадивых работодателей реальными сроками заключения. Только если доказан злой умысел - мол, директор намеренно тратил "зарплатные" деньги на другие нужды. Чаще дают дисквалификацию, когда осужденному временно запрещают руководить предприятием. Директора же почти всегда призывают на "защиту" экономику. Мол, времена трудные, денег нет. Вот и приходится порой выбирать: выдать зарплату или заплатить налоги? И в том, и в другом случае за задержку предусмотрена уголовная ответственность. Но наказание за просрочку зарплаты менее строгое, чем за уклонение от уплаты налогов. Вот некоторые и лишают сотрудников заработка - лучше штраф, чем тюрьма. Возможно, ужесточение наказания заставит их забыть об этой дилемме.
Начальник прав не всегда
По словам старшего помощника прокурора Орловской области по правовому обеспечению Михаила Петрова, право на зарплату гарантирует статья 37 Конституции. А нюансы прописаны в Трудовом кодексе. Статья 136 обязывает выдавать зарплату не реже чем каждые полмесяца - в день, установленный правилами внутреннего распорядка, коллективным или трудовым договором. Если платят раз в месяц, можно жаловаться и требовать компенсацию.
Дело в том, что с 3 октября 2016 года вступила в силу новая редакция статьи 236 ТК РФ о материальной ответственности за задержку зарплаты и других выплат, например "отпускных". Работнику теперь положена более высокая, чем раньше, денежная компенсация. Ее базовый уровень повышен в два раза - с 1/300 до 1/150 ключевой ставки Центробанка РФ за каждый день просрочки.
- При частичной выдаче зарплаты размер компенсации исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм, - пояснил Михаил Петров. - Ее величина может быть повышена коллективным или трудовым договором, а также локальным нормативным актом. При этом обязанность по выплате компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.
Ссылка на то, что в кассе не хватило средств, так как надо было заплатить налоги или рассчитаться с поставщиком, значения не имеет. Закон обязывает выдавать зарплату в оговоренные сроки. Нарушил - плати компенсацию, даже если задержка составила пару дней. Работодатель должен делать это сам, а не дожидаться, пока сотрудники пойдут в прокуратуру или госинспекцию труда.
Впрочем, предприятия не прочь выяснять отношения в судах. Показателен пример завода дорожного машиностроения, на долю которого приходится почти 90 процентов областного долга по зарплате. Прокуратура выиграла свыше двух тысяч исков в пользу рабочих. Дела объединили в сводное производство. Но взыскать зарплату оказалось непросто. Денег у завода нет. Приставы арестовали имущество, чем вызвали гнев сторонних фирм. Одна из них подала иск к 500 рабочим, за которых заступилась прокуратура, подавшая встречный иск. Процесс стал самым массовым в истории города. Спорили из-за пяти арестованных весной бульдозеров стоимостью более 33 миллионов рублей. Приставы хотели пустить их с молотка, а выручку отдать в счет зарплаты. Тут и появилась некая фирма, заявившая свои права на спорную технику. Она настаивала на том, что купила машины у завода, но не успела забрать. Требовала снять арест. Однако суд счел сделку фиктивной - ее заключили, чтобы выручку от продажи техники не отдали рабочим. "Фокус не удался" - технику выставят на торги. Правительство региона взяло ситуацию на контроль, чтобы бульдозеры "случайно" не исчезли.
- Общий долг завода превышает 200 миллионов рублей, но погашение задолженности по зарплате идет в первоочередном порядке, - заверил глава облдепартамента промышленности Геннадий Парахин. - Будут и другие судебные процессы - найдено большое количество фактов, которые позволят оспорить многие хозяйственные сделки этого предприятия.
Историей заинтересовалось следствие. Кстати, ранее два дела по другим основаниям уже были заведены на директора завода и главу торговой фирмы. Словом, "зарплатные" истории порой превращаются детективные.
Без шума и пыли
Ожидает работодателей и ужесточение требований к охране труда. Эти поправки начнут действовать с 1 января 2017 года. Понятие охраны труда содержит статья 209 ТК РФ, а статья 212 устанавливает обязанности по обеспечению безопасных условий для сотрудников. Они тоже возложены на работодателя. Особые требования предъявляют к санитарным нормам. Их-то и ужесточат.
- Новые правила устанавливают требования к микроклимату рабочего места, освещению, уровню шума и вибрации, защите от инфразвука, электрических полей и другому, - рассказал Михаил Петров. - Также определены меры для снижения негативного воздействия производственных факторов.
Некоторым предприятиям придется платить надбавку к тарифу на соцстрахование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. По словам официального представителя регионального отделения Фонда соцстраха Никиты Майорова, в будущем году под эту норму подпадут 93 орловские организации. Им уже разосланы уведомления.
- Решение об установлении надбавки принимается по итогам работы страхователя за три года, - пояснил Никита Майоров. - Ее размер определяется с учетом состояния охраны труда, проведенных медосмотров и расходов на страхование.
Максимальная надбавка составит 40 процентов от базового тарифа. В Орловской области ее будут платить 65 организаций. Еще 28 предприятий получат надбавку в размере от одного до 36 процентов. Впрочем, от обязанности заботиться о сотрудниках она не освобождает. Работник вправе жаловаться не только на задержку зарплаты, но и на то, что его не обеспечивают спецодеждой, дают неисправное оборудование, не оплачивают медосмотры. Вопрос в том, будут ли жаловаться? Ведь многие не верят в то, что начальника можно исправить штрафами.