12.10.2016 20:18
Общество

Почему вместо новых учебников учителя выбирают устаревшие

Почему вместо новых учебников учителя выбирают "макулатуру"
Текст:  Олег Корякин
Российская газета - Федеральный выпуск: №231 (7099)
Огромное количество учебников не дает педагогу свободу выбора, а ставит его в тупик. И выход из него - в создании единого содержательного стандарта. К такому выводу пришли участники V Конгресса российского общества преподавателей русского языка и литературы, прошедшего недавно в Казани.
Читать на сайте RG.RU

Сейчас в федеральный перечень входит более семидесяти учебников по русскому языку, и сориентироваться в них учителю просто физически невозможно. Государство не занимается внедрением новинок, а представители издательств делают это "галопом по Европам".

- Приезжает методист в регион. Если ему отводят на курсы повышения квалификации три дня, это хорошо, - говорит председатель Ассоциации учителей литературы и русского языка, профессор Московского института открытого образования Людмила Дудова. - В общей сложности на изучение новой линии учебников уходит 18 часов. Затем приезжает представитель другого издательства, а вслед за ним еще один. У педагога полная каша в голове!

Доктор педагогических наук Алевтина Дейкина вспоминает, как последовательно входили в школьное образовательное пространство известные советские линейки учебников по русскому языку под редакцией Шанского, Бабайцевой, Разумовской.

В 2000-е годы новые учебники стали рождаться как грибы. А все ли из них "съедобны" - большой вопрос

- Они проходили тщательную апробацию, всех педагогов переучивали под эти учебники, - говорит она. - А потом пришли новые авторские коллективы. И в 2000-е годы издания стали рождаться как грибы.

Восьмиклассникам сделали учебник для изучения истории в игровой форме

Но все ли из них "съедобны", большой вопрос. Если в советский период на создание учебника объявлялся конкурс, то сейчас его нет. А на этом этапе снимались бы многие вопросы, полагает Людмила Дудова.

Учитель из Ярославля Светлана Владимирова уверена, что квалифицированный педагог может понять, какой учебник хороший, а какой плохой. Но это вовсе не означает, что он сможет преподавать по нему.

- Когда был утвержден перечень, - приводит пример Владимирова, - мы выбрали себе учебник для пятого класса. Но через год вышел новый список, куда тот уже не попал. И когда мы стали заказывать издание этой линии для шестого класса, нам сказали: "Нельзя, его нет в перечне". То, что нам присылают, это пародия на учебники. А на закупку понравившихся у школы нет средств. Собирать с родителей деньги мы не имеем права. И в результате оказываемся в безвыходной ситуации. Учителя сами ищут материалы, спасают старые учебники, чтобы их не сдали в макулатуру. На уроках выдаем их по одному экземпляру...

Еще одна серьезная проблема - соответствие учебника требованиям ФГОС. Кое-каких подвижек в этой сфере, по словам Людмилы Дудовой, удалось добиться.

Учителя СНГ напишут общий учебник по русскому языку

Комиссия при минобрнауки, которую возглавила президент РАО Людмила Вербицкая, разработала примерное содержание учебников по русскому языку и литературе. Но его можно как учитывать, так и не учитывать. Чтобы этот документ повысил свой статус, требуется внести изменения в закон об образовании. Как отметила при этом Дудова, речь идет о едином содержании, а не единственном учебнике.

- Важно, чтобы Ваня, изучивший фонетику на Камчатке, переехав во Владимирскую область, не принялся вновь за эту тему. Потому что на Камчатке ее проходят в первой четверти пятого класса, а во Владимире во втором полугодии шестого класса. И то же самое с литературой. Программа в учебниках варьируется столь широко, что бедного "Тараса Бульбу" можно изучать всю жизнь.

Образование Казань Волга-Кама