- Сегодня правительство России отдает приоритет отечественным товарам и услугам, но хотим, чтобы в нас видели не конкурентов-иностранцев, а равноправных партнеров, с которыми можно реализовывать взаимовыгодные проекты в самых разных формах: совместное предприятие, консорциум, субподряд. Готовы помогать кадрами, оборудованием, делиться опытом, проводить изыскания, - говорит Александр Юрага, замдиректора департамента внешнеэкономической деятельности ГП "Белгипродор". - У нас уже есть проекты в Чите, Калининграде, Ростове-на-Дону, теперь хотим попробовать свои силы на Урале...
Многие белорусские предприятия уже имеют положительный опыт взаимодействия с уральцами: рамочное соглашение о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве между Свердловской областью и Беларусью действует еще с 2001 года. В частности, между компанией "Синара-Транспортные машины" и холдингом "БелАЗ" заключен договор на поставку опытного образца двигателя нового поколения. Дизель прибудет в Беларусь в конце года, его установят на карьерный самосвал грузоподъемностью 220-240 тонн и передадут в опытно-промышленную эксплуатацию на горно-обогатительное предприятие.
Результативно работают Уральский турбинный завод и "Белэнерго": УТЗ заключил несколько контрактов на поставку запчастей и модернизацию паровых турбин на белорусских станциях. Кроме того, он участвует в открытом конкурсе по изготовлению оборудования для Минской ТЭЦ-3 и Гродненской ТЭЦ-2.
Минский автозавод в прошлом году поставил в Екатеринбург 58 пассажирских автобусов на газомоторном топливе. На начальном этапе возникали проблемы с организацией сервиса и запчастями, к чести заводчан, они быстро устраняли недочеты. По итогам опытной эксплуатации мэрия Екатеринбурга пригласила МАЗ к участию в новом аукционе.
Пережил несколько неприятных минут и машиностроительный кластер по разработке технологий, оборудования и услуг для горнодобывающих отраслей, о создании которого Уралмашзавод и БелАЗ объявили в 2015 году. Эксперты назвали проект прорывным, но потом уральское предприятие вышло из состава холдинга ОМЗ, сменило директора, программу приостановили. К счастью, ненадолго: в ходе визита делегации Беларуси на международную выставку ИННОПРОМ в июле 2016 года состоялись переговоры, где обе стороны подтвердили взятые на себя обязательства. До конца года планируется изготовить 8-10 серийных экскаваторов и составить проектную документацию на гидравлический экскаватор абсолютно новой конструкции. Эта техника будет собираться на Урале, а продаваться вместе с продукцией БелАЗа.
Общие показатели товарооборота Беларуси и Свердловской области снизились, но увеличилась доля белорусского экспорта. В частности, за счет поставок БелАЗов и лазерного оборудования для "оборонки". Постепенно меняется и товарная структура внешней торговли: продовольствие и товары народного потребления становятся все заметнее.
Эту тенденцию подтверждает Ирина Банных, руководитель российской компании, которая привозит белорусские продукты в Екатеринбург. Проекту всего три месяца, но уже действуют две торговые точки, в планах - открытие магазина с широким ассортиментом.
- Один отдел реализует сладости, другой - сыр, колбасу, консервы, соки, воды, конфеты. Не скажу, что очень дешево, но качественно - проверено лично директором-аллергиком, - улыбается бизнесвумен. - Уже появились постоянные покупатели.