Уроки химии дома
До недавнего времени было принято считать, что дома занимаются только те дети, которые имеют проблемы со здоровьем. Теперь детей, занимающихся дома, а в школе проходящих только аттестацию, с каждым годом становится больше. Причем родители идут на это совершенно сознательно и добровольно.
Термин "семейное образование" возник как ответ на низкое качество школьного образования в западных странах. Как движение оно берет начало в конце 60-х годов XX века с книг американского педагога Джона Холта "Причины детских неудач" и австрийского философа Ивана Иллича "Освобождение от школ". В 70-х гг. дома в США училось 13 тыс. детей. Менее чем за полвека число обучающихся вне школы детей в США достигло 2,5 млн человек, что составляет 3,5% всех детей школьного возраста.
Семейное образование узаконено в 45 странах, включая Россию. Причем в нашей стране пользуются термином "семейное образование", "домашнее образование" или хоумскулинг, потому что анскулинг подразумевает, что со школой ребенок никак не соприкасается, даже в конце года во время аттестации, и учится без предварительно составленной программы. А такую форму обучения наше законодательство не предусматривает.
Хоумскулинг, несмотря на необходимость придерживаться программы, учитывает интересы ребенка. К примеру, ребенок в четвертом классе вдруг неожиданно заинтересовался химией, а в школьной программе этот предмет появится нескоро, только в 8-м классе. Тогда вы покупаете ему набор реактивов и находите интерактивные онлайн-уроки по химии в Интернете. Или вдруг в свои девять лет прочитал гораздо больше книг, чем его сверстники, и больше, чем подразумевает школьная программа по родному чтению в начальной школе. Тогда-то родители и начинают невольно задумываться о переходе на индивидуальное, домашнее обучение.
Ответственные родители
Дмитрию 11 лет. Он должен ходить в 5-й класс, но он занимается с мамой дома, хотя начальную школу он закончил на "отлично". Родители заметили у сына способности к математике, купили ему задачники за 6-й и 7-й классы. Трудностей с решением задачек не "его" возраста у него нет. Физику ребенок осваивает по видеоурокам, которых в Интернете много. Гуманитарные дисциплины Дмитрий изучает в формате аудиоуроков, схем. К английскому языку мальчик особенного интереса никогда не проявлял, но родители купили ему сборник детских рассказов на языке оригинала. Ребенок начал читать книгу, понял, что не все слова в тексте ему знакомы, и сам начал искать в Интернете видеоуроки по английскому языку.
Семейное образование требует особенной ответственности от родителей и от ребенка, потому что учиться надо будет вместе. Необходимо выстроить максимально доверительные отношения, стать для ребенка авторитетом, тогда и у него появится мотивация заниматься не из-под палки.
"Как правило, семейное образование выбирают семьи, в которых минимум у одного родителя есть высшее образование, - рассказала "РГ" главный редактор журнала "Семейное образование" Оксана Апрельская. - Это ответственные родители, которые готовы вкладывать свои силы и время в обучение детей. Восстановить свои знания по программе несложно, а на помощь придет масса информации, которая сейчас широко доступна. Родителю нужно лишь выбрать подходящие ресурсы. А учитывая, что родители, во-первых, хорошо знают своего ребенка, а во-вторых, им не нужно учить еще 20 человек, как школьному учителю, задача понять и помочь ребенку получить необходимые знания становится более чем выполнимой. Также важно отметить, что родители не всегда самостоятельно учат своих детей, скорее они собирают образовательный процесс как пазл из разных кусочков высокого качества: программ дополнительного образования (где часто изучают те же школьные предметы, только более глубоко, на олимпиадном уровне), педагогов, обучающих сайтов, курсов, фильмов, литературы. Если какой-то предмет родитель совсем не знает, то всегда сможет либо разобраться вместе с ребенком, погрузившись в тему, либо подобрать онлайн-ресурсы, кружки, секции, литературу или другие материалы, педагогов".
Дело в системе
Закон "Об образовании" дает право обучать детей на дому каждому родителю. Но от такого "школьника" потребуется сдача промежуточных аттестаций в школе, к которой обязательно нужно прикрепиться. Там же можно получить бесплатные учебники, психолого-педагогическое сопровождение и консультации по разным предметам, если они необходимы. Форму и сроки сдачи аттестаций определяет школа вместе с родителями, исходя из интересов ребенка. Периодичность может быть любой: 1 - 2 раза в год по каждому предмету, по четвертям (триместрам). Формы тоже бывают самые разные от экзаменов сразу за весь курс до контрольных по конкретным темам. На основании оценок, полученных за промежуточные аттестации, ребенка переводят в следующий класс. В 9 и 11 классах "семейники", как и школьники, сдают обязательную итоговую аттестацию в форме ГИА (9-й класс) и ЕГЭ (11-й класс). Одна из причин, почему родители выбирают семейное образование, - отсутствие индивидуального подхода в школе.
По мнению таких родителей, ребенок, приходя 1 сентября в 1-й класс, более любознателен, более настроен на поиск и получение знаний, чем ребенок, который закончил начальную школу, не говоря о детях постарше. Кажется, есть выбор - найти школу получше. Лично мне очень повезло с учителями. И я понимаю, что, занимаясь дома, я очень многое бы потеряла и не смогла бы познакомиться с такими интересными преподавателями. К примеру, у нас не было учебников по литературе с готовыми ответами, почему Толстой написал то-то, а Пушкин в этом стихотворении хотел сказать то-то. Мы занимались по учебникам-практикумам, которые были составлены исключительно из вопросов по произведениям. Отвечая на них, мы учились думать. Уроки строились в виде лекций и практических занятий. И сочинения мы писали, размышляя над нетривиальными цитатами известных людей.
Но сегодня появление в школах ЕГЭ исключило творческий подход к обучению. Читаем учебник, пересказываем в средней школе, в старшей школе тренируемся отвечать на ограниченный круг вопросов и ставить галочки так, чтобы компьютер обязательно засчитал ответ.
"Мы сменили много школ, и дело не в учителях, а в системе", - рассказала "РГ" мама пятерых детей Елена Данилова. В ее семье все дети так или иначе занимались дома - кто-то один год, кто-то несколько лет. Старший сын благополучно сдал ЕГЭ, обучаясь дома. Одна из дочерей весь 9-й класс также получала семейное образование и тоже все сдала. Младшие дети вообще несколько лет никуда не ходили и ничего не сдавали. "В итоге дочь в 10 лет ровно сдала за 5-й класс. А сын в 8 лет сдал по возрасту - за второй, - продолжает Елена Данилова. - Сейчас учатся в частной маленькой школе, потому что им нравится ходить в школу - время пришло. Анскулинг меняет и детей, и родителей. Главное, у детей появляется ответственность за себя, свое обучение, за дисциплину". На вопрос, достаточно ли было родительских знаний, чтобы обучать детей дома (все-таки учитель получал специальное образование по предмету в течение пяти лет), Елена ответила: "Моих знаний хватало и хватает. В старших классах (со старшими детьми) я не занималась. Они сами и плюс немного репетиторов".
Легко найдут друзей
У системы домашнего образования есть много плюсов: родители больше общаются с детьми, не подстраиваются под строгое расписание школы, появляется больше времени на подготовку в вуз или на то, чтобы заниматься чем-то профессионально, например, спортом или танцами (для таких детей семейное образование подходит идеально). Из главных минусов возможные проблемы с социализацией: все-таки школа - это еще и школа жизни, в ней те же неприятности, от которых никто не застрахован в обычной жизни. Кто-то скажет, что таким образом родители упрощают себе жизнь: больше не нужно волноваться по поводу конфликтов с учителями или сверстниками. Но, по мнению специалистов, дети на семейном обучении не хуже умеют находить общий язык с окружающим миром, чем сверстники, посещающие школу.
Во-первых, есть множество кружков, которые можно посещать в свободное время, а во-вторых, можно ходить в гости к таким же анскулерам и дружить. "Первичную социализацию дети проходят в семье, а различные учреждения и организации становятся "полигоном" для отработки уже усвоенных норм, установок и образцов поведения, - продолжает Оксана Апрельская. - В них проходит вторичная социализация, в дополнение (не вместо) первичной. Вторичная социализация успешна тогда, когда нормы усвоены достаточно прочно и глубоко (для чего нужно время и доверительные принимающие отношения). Если прочной базы нет, вторичная социализация станет заменять первичную, а не дополнять ее. В роли моделей и образцов поведения будут выступать такие же незрелые сверстники, а не ответственные взрослые, что приведет к некоторой дезориентации. Итого, для успешной социализации важна база. При хорошей базе вне зависимости от того, учится ребенок в школе или на семейном обучении, он не будет иметь проблемы с социализацией. Исследования подтверждают, что у детей, получивших образование в семье, уровень социализированности не ниже выпускников школ".
В любом случае семейное образование подходит не всем детям и не всем родителям. Здесь можно дать только один совет: не впадать в крайности. Не передавать функцию обучения и воспитания исключительно образовательным учреждениям - проводить больше времени вместе с ребенком, присматриваться к его интересам, делать вместе не только уроки, но и заинтересовывать его чем-то, кроме школьной программы, причем не отдавая ребенка в кружок, а занимаясь вместе с ним.
Кстати
Многие семьи, в которых дети обучаются дома, выбирают такую форму занятий, как "проектное обучение" (unit study). Ее могут взять на вооружение и те родители, которые предпочитают традиционное школьное образование. Проектное обучение строится вокруг одной темы. К примеру, "Пираты". Изучая эту тему, ребенок одновременно получает знания по литературе, географии, истории и другим дисциплинам. К примеру, пираты в историческом контексте, в контексте географических открытий, в контексте физики и научных открытий, изучение живописи - марин, картин с кораблями и пиратами, книг, художественных и нехудожественных, посвященных пиратству, например, "Остров сокровищ" Роберта Луиса Стивенсона и т.д.
Текст публикуется в авторской редакции и может отличаться от вышедшего в номере "РГ"