Инициатива сохранить память Дмитрия Сергеевича на Соловках, названных "русской Голгофой XX века", принадлежит внучке ученого - журналистке Зинаиде Курбатовой. Работа по созданию музея ведется под патронажем губернатора Архангельской области Игоря Орлова. Информационный партнер проекта - "Российская газета".
Его университеты
Нет ничего случайного в том, что первый музей Лихачева откроется именно здесь, на Русском Севере: Дмитрий Сергеевич называл Соловки своим главным университетом. По воспоминаниям академика, "из всей этой передряги" он вышел с новым знанием жизни: "Прежде всего я понял, что каждый человек - человек. Мне спасли жизнь домушник (квартирный вор) и король всех урок на Соловках бандит Иван Яковлевич Комиссаров, с которым мы жили около года в одной камере, - писал Лихачев. - После тяжелых физических работ и сыпного тифа я работал сотрудником криминологического комитета и организовал трудовую колонию для подрост-ков - разыскивал их по всему острову, спасал от смерти, вел записи их рассказов о себе".
Ученый-медиевист и известный российский писатель, лауреат премии "Большая книга", ученик Лихачева Евгений Водолазкин считает, что Соловки определили судьбу его учителя.
- На Соловках с ним произошло примерно то же, что с Достоевским: пока писателя не приговорили к казни, он был хорошим литератором - но, кажется, одним из. А Достоевским стал после того, как пережил смерть в своем воображении. Этот опыт преобразует всю жизнь. Лихачев тоже ждал на Соловках расстрела - и после этого перестал бояться чего-либо, - рассказал Евгений Германович корреспонденту "Российской газеты".
"Я не приносил зла, не одобрял зла, сумел выработать в себе жизненную наблюдательность и даже смог незаметно вести научную работу, - вспоминал Дмитрий Лихачев. - Я изучал обычай воровской игры в карты и напечатал на эту тему в лагерном журнале "Соловецкие острова" (1930, N 1) свою первую научную работу".
По воспоминаниям академика Лихачева
Каким будет музей Лихачева? Концепция обсуждается.
- Ключ к идеологии музея может дать книга Дмитрия Сергеевича "Воспоминания", - считает ученик академика. - Она посвящена описанию жизни тех, для кого память Лихачева - единственная надежда. Музей на Соловках может быть посвящен Дмитрию Сергеевичу и тем, кто был вместе с ним в лагере. Я бы назвал его "Дмитрий Лихачев и русская интеллигенция" или "Дмитрий Лихачев и закат Серебряного века". Лихачев писал, что Серебряный век продолжался и умирал на Соловках. Речь о том, чтобы показать Дмитрия Сергеевича как одного из ярких людей Серебряного века - века, переместившегося тогда на Соловки.
По словам Зинаиды Курбатовой, идея музея возникла год назад.
- Тогда я встретилась с губернатором Архангельской области Игорем Орловым. Рассказала ему, что нет музея Лихачева ни в родном Петербурге, ни в Москве, где он тоже часто бывал и трудился. Сейчас много говорят о восстановлении исторической справедливости. Так вот, справедливо было бы открыть в Петербурге не просто музей, а Центр академика Лихачева. Но, к сожалению, в Северной столице в этом не заинтересованы. Орлов живо откликнулся на мои слова и сразу предложил сделать такую экспозицию на Соловках. Ученый совершил в лагере гражданский подвиг: вел заметки, которые тайно передал на материк. Его могли за это расстрелять... А позже он не побоялся рассказать о СЛОНе Солженицыну: вся глава "Архипелага ГУЛАГа" о Соловках написана со слов моего деда. Он тогда был в сильной опале, просил Солженицына в книге не называть его имя. Но тот назвал. Роман вышел на Западе, а у деда были неприятности...
Вид из окна как музейный экспонат
Музей планируется открыть в камере Лихачева:
- Сегодня в ней расположена касса музея-заповедника, думаю, она могла бы занять любое помещение, - говорит Зинаида. - А экспозиция мне представляется так: голые стены, камень, каменный пол, дверь с глазком. На стене - несколько фотографий и документов, можно показывать фильмы, где дед - уже знаменитый ученый. Одновременно должна звучать запись воспоминаний Лихачева о Соловках, сделанная в 1966 году: она у меня есть. Ничего больше и не нужно - вид из окна все тот же.
По словам внучки, все вещи дедушки семья отдала в музей истории Петербурга. Но постоянно действующая экспозиция Лихачева в нем не появилась... Решение об открытии музея на Соловках может стать сигналом для Северной столицы:
- Именем Лихачева в городе назвали площадь, которая является всего лишь съездом с Биржевого моста, это весьма условная площадь, - говорит Евгений Водолазкин. - Мне кажется, присвоить имя великого гражданина можно было бы замечательной набережной напротив Пушкинского дома - названия у нее пока нет.
Тем временем сотрудники Соловецкого музея-заповедника нашли в лесу большой валун, на котором Дмитрий Лихачев и Владимир Короленко (кузен знаменитого писателя) в начале 30-х выбили молотком и зубилом свои фамилии. Буквы - величиной с ладонь: торопились оставить о себе память... Короленко расстреляли. А нерукотворный памятник Лихачеву - это перевод "Слова о Полку Игореве", сотни трудов о русской литературе, десятки книг. И статьи, посвященные Северу: "В Русском Севере удивительнейшее сочетание настоящего и прошлого, - писал ученый, - со-временности и истории (и какой истории - русской! - самой значительной, самой трагической в прошлом и самой философской), человека и природы, акварельной лиричности воды, земли, неба и грозной силы камня, бурь, холода, снега и воздуха".
- Лихачев смотрел на Соловки глазами исследователя, летописца эпохи, - и это его спасало. Например, он замечал, что конвоиры, которые часто и грубо матерились, могли говорить между собой по-французски. Наблюдал, как в лагерных условиях развивался театр, поскольку многие известные актеры сидели тогда на Соловках.
Лихачев считал, что возрождение России начнется не со столиц. И, я думаю, он во многом был прав. Соловки - одно из самых метафизических мест России: с одной стороны, это были острова русской святости, а с другой - русской жестокости. Здесь все сходится в одной точке: высокое и низкое, праведное и нечестивое. Есть такие места на свете, в которых собираются все нервы... Соловки - одно из них.
На Русский Север, на Соловецкие острова Лихачев возвращался с любовью. Зинаида Курбатова предоставила "Российской газете" право на публикацию одного из писем деда - ученый написал его внучке в 1988 году:
"Были на Соловках с режиссером Виноградовым. Они меня снимали. От Кеми доставили в Соловки (и обратно) на военном катере. На Соловках мы жили в морской квартире, и к нам приходил мальчик 7 лет, который подарил мне свою "картину". Он очень интересуется историей Соловков, и мы с ним подружились. Буду посылать ему книжечки. На Соловках я обошел все места, где жил и работал. Поднимался на Секирную гору и лазил на маяк к рефлектору - туда не пускают даже министров. Видел то место, где в 1929 году осенью был расстрел 300 человек - моих друзей и знакомых. Я в эту яму чуть-чуть сам не угодил. Спасло только то, что ко мне приехали родные, и при них "постеснялись" меня брать.
Группа Виноградова была в 12 молодых людей. Они и работали, и готовили. А хлеб на Соловках отличный. Такого хлеба я не едал. Его пекут в пекарне 16 века, построенной при митрополите Филиппе, где Филипп сам работал. Музей растет, но много разрушений и очень испорчены монастырские дороги тракторами и КАМАЗами. Погода была теплая и солнечная. В общем, эти три дня были настоящим отдыхом, хотя мне и пришлось "работать" и выступать в музее с рассказом о лагере.
Целую. Очень интересуюсь Верочкой. Любознательная ли она? Любознательность очень важна. На Соловки вам можно будет поехать в будущем году. Красиво очень. Дед."